Что такое Великая агиасма и зачем нам Бог ее подарил?
Как уже неоднократно говорилось, праздник Крещения Господня неразрывно связан с праздником Рождества Христова. В древности это был один праздник. И только в IV столетии Рождество Христово выделилось в самостоятельный праздник. Главным подтверждением, что эти два праздника являются единым целым, является то, что у обоих есть практически «зеркальные» сочельники, а период между вышеупомянутыми праздниками называется Святки, которые сливаются словно бы в один святой день, который можно назвать по древнему названию этого общего праздника Богоявлением Господним.
Во-первых, Бог вошел в человеческую плоть, в человеческое естество, чтобы исцелить его в Себе и спасти человека. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов нам говорит: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1:14).
Во-вторых, во время Крещения Господня миру впервые за много тысяч лет явилась Святая Троица. Бог Отец глаголал с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17), Бог Сын крестился от руки Иоанновой, Бог Дух Святой сошел в виде голубя на Спасителя.
По произошедшему евангельскому историческому событию праздник еще называется Крещением Господним. Но примечательно, что он имеет и еще одно название – Просвещение.
Почему?
Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос воплотился в человеческое естество, чтобы спасти человека, чтобы исцелить его от греха и вместе с ним исцелить и поврежденный грехом материальный мир, который напрямую зависел от согрешившего человека и потому повредился вместе с ним. Львы начали есть ягнят, а земля – производить терния и волчцы и пр.
И в празднике Богоявления Господня очень точно видно это исцеление Богом мира посредством воды и Духа. Бог входит в материю-воду, входит физически, биологически, конкретно исторически, временно и в то же время духовно и спасительно, и освящает материю-воду Собой.
Почему именно воду?
Вот как об этом замечательно пишет святитель Кирилл Иерусалимский: «Начало мира – вода, и начало Евангелия – Иордан. От воды воссиял свет чувственный, ибо Дух Божий носился верхý воды и повелел из тьмы воссиять свету. От Иордана воссиял свет Святого Евангелия, ибо, как пишет святой евангелист, ‟с того времени”, то есть со времени Крещения, Иисус начал проповедовать и говорить: ‟покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное” (Мф. 4:17)».
Своей благой волей и далее во времени посредством священнослужителей Церкви Христос сотворяет из воды некую субстанцию духовно-материальную, которая в богослужебной практике получает название «Великая агиасма» (в переводе с греческого языка – «Великая святыня»). Это делается для того, чтобы посредством Великой агиасмы просвещался и освящался весь мир. Вот почему этот праздник называется еще Просвещение. Потому что посредством крещенской воды Бог очищает нас и мир от греха, от страстей от всякой скверны. Везде, где только был погружен крест – в купель, в водосвятную чашу, в океан, море, реку, озеро – происходит освящение водное. И потом посредством Божьей воли через священнослужителей и вообще верующих людей, посредством естественного тока воды происходят просвещение, очищение, освящение мира.
Силой Божьей и любовью Божьей мир снова становится раем! Лишь бы только мы не воспринимали святую воду в отрыве от Христа. Бог пришел с Неба нас спасти и на Небо возвести. И главизна Великой агиасмы, её духовное «атомарное ядро» – то, что Господь посредством священнического креста вошел в воду и освятил ее Собой.
Поэтому в день Крещения Господня объединимся не вокруг прорубей, бань и шашлыков, а вокруг храмов Божиих, где любящий Господь освящает нас своей Великой агиасмой: Телом и Кровью Христовыми и крещенской водой, которая, являясь сияющими каплями Божественного света, изгоняет из мира тьму, освящая всех нас.
Слава, Господи, Святому Богоявлению Твоему!
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (84) раз