Собор Иоанна Крестителя – радость и горечь Богоявления
20 января Православная Церковь почитает человека, сыгравшего важнейшую роль как в Крещении Господнем, так и вообще в подготовке выхода Христа на проповедь.
Естественно, что речь идет об Иоанне Предтече. Его имя и его образ нам хорошо известны и сказано о нем уже предостаточно. Но все же не остановить на нем хоть немного внимания в такой день никак нельзя.
Когда я начал думать о чем же написать, то долго не мог сориентироваться, так как от предполагаемых тем просто глаза разбегались, поэтому предлагаю сильно не «распыляться» и сосредоточить внимание на евангельских текстах, а точнее на словах самого Иоанна Предтечи.
О связанных с Крещением Господним событиях говорят все евангелисты, но, как и следовало ожидать, повествование синоптиков отличается от рассказа апостола Иоанна. Так, например, Матфей, Марк и Лука от себя говорят об отверзшихся Небесах и сходящем Святом Духе, тогда как Иоанн влагает это свидетельство в уста самого Предтечи: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1, 32). Здесь мне хотелось бы остановиться немного подробнее, потому что на дальнейшие размышления меня натолкнули слова св. прав. Иоанна Кронштадтского и легенда о полете Гагарина в космос, согласно которой тот за границами земной атмосферы не видел никакого Бога, о чем и сообщил местным жителям после своего приземления в Саратовской области.
Итак, при объяснении процитированных слов Предтечи прав. Иоанн пишет: «Братие, эта высота небесная, в ночное время освещенная ликами звезд и луною, а днем светозарная от солнца, полна жизни и бесконечно больше, чем земля. Наша земля есть незаметная точка в творении Божием, хотя нам, ее обитателям, и кажется, что на ней только почти и царствует жизнь: на небе, то есть в большей и высшей части своих тварей, живет во свете неприступном Сам Бог; на небе же живут Ангелы и там же еще Бог знает кто». Сегодня над таки заявлением большинство просвещенного «светом светской науки» народа попросту посмеялось бы. Но на самом деле не так все просто.
Действительно, наша вселенная огромная, а мы лишь крупинка в непостижимом океане звезд, планет, галактик, комет, астероидов и прочих объектов космоса. Но все это Бог же создал не просто так. Я не намекаю на инопланетян, а хотел бы указать на невероятную красоту творения, уходящую далеко за границы нашей Земли со средним диаметром в каких-то 12742 км. Мы сейчас до конца не можем узнать, для чего существуют эти триллионы и триллионы километров пространства, но мы точно можем сказать, что это нам вселенная представляется невероятно огромной, а вот для мира духовного она может быть такой же «точкой» как для нас, например, наш дом. Осмелюсь предположить, что разверзнувшиеся над головой Христа Небеса были «мостиком» между двумя такими разными, но такими близкими друг к другу духовным и материальным мирами. Именно на это, кажется, указывает прав. Иоанн Кронштадтский. Наступит же время, когда грань будет окончательно стерта и замысел Божий о творении нам откроется во всей полноте, а до тех пор, вглядываясь в далекие звезды, мы постигаем его «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. 13, 12).
А теперь в общую атмосферу праздника нужно внести зерно горечи, речь же все-таки о нашем спасении, а от доброго и хорошего спасть не нужно. Опять же, напомним слова Иоанна Крестителя: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 7-8). Евангелист Матфей указывает, что этот призыв был обращен к фарисеям и саддукеям, а Лука – что просто, к приходившемуся креститься народу (Лк. 3, 7-8). Возможно, Лука просто недоуказал адресатов, и мы к этим, довольно отрезвляющим словам, отношения не имеем? Но, думаю, что разницы здесь нет, ведь, в принципе, на страницах Евангелия мы чаще соотносим себя именно с фарисеями, как теми, кто мы есть сейчас, а не с мытарями, какими нам еще надлежит стать. Змеем и ехидной называется диавол, а всякий творящий зло становится соучастником первоисточника всякого зла, порождением падшего ангела. Слава Богу, что мы «ехидны» не на 100%, т.е. пока еще не является «дровами для топки ада», но расслабляться не следует.
Если мы откроем толкование на рассматриваемое место Священного Писания, то увидим, что многие из святых отцов указывают на веру, как главнейший плод покаяния. У каждого из нас есть (или был), так сказать «стартовый набор опций», т.е. тех свойств, качеств, талантов, наклонностей и черт характера с которыми мы живем. Святитель Иларий Пиктавийский пишет, что приобретаются они, в первую очередь, благодаря кровному родству, с чем, в общем-то, не поспоришь. Все это инструменты, употребив которые мы и можем принести «плод покаяния» и приобрести веру. Библейская ехидна не имеет ничего общего с известным австралийским зверьком – это собирательный образ ядовитой змеи, отравляющей все вокруг. Но вот если мы всеми силами, через приобретение добродетелей, удаляемся от этого образа, то приближаемся к противоположному «полюсу» и, как говорит святитель Иларий: «Слава рода сохраняется благодаря подражанию вере».
Еще один «элемент» горечи заключен в других словах Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29). Взгляните на картину Александра Иванова «Явление Христа народу» довольно ярко иллюстрирующую приведенную цитату. На ней мы сможем увидеть не только изображенных персонажей, но в них – и самих себя. В, так называемой «группе апостолов» мы наблюдаем и интерес, и любопытство, и недоумение. Вот и юноша поднимает своего старого отца, дабы тот с его помощью мог обратить свой взор и слух к грядущему Мессии. В наполненных слезами глазах «дрожащих» – обнаженных отце с сыном – проявляется какая-то неземная радость. «Выходящие из воды» старик и мальчик с напряжением вслушиваются в слова Иоанна Крестителя. Т.е. мы видим графическое изображение всех тех чувств, которые переживает каждый христианин в эти святые дни.
Но что же Христос? А Спаситель наш отстоит от всех поодаль, Его сосредоточенный взгляд отведен в строну, Он никуда не спешит, Он как подлинный Владыка возвышается над местностью за Его спиной. Только Ему под силу понести невероятный груз, ведь именно Он «берет на Себя грех мира». Мы, бывает, долго мучаемся от одного совершенного проступка, а тут грехи всего мира! Это просто невероятная тяжесть, на которую нам и указывает Предтеча Господень. «Истинный Агнец, Непорочная Жертва, ведется на заклание за всех, – пишет святитель Кирилл Александрийский, – дабы низвергнуть губителя вселенной, дабы Своею за всех смертью упразднить смерть, дабы разрешить проклятье, бывшее на нас… дабы явился Второй Адам – не от земли, но с неба – и стал для человеческой природы началом всякого блага, разрушением внесенного (грехом) тления, виновником вечной жизни, основанием преобразования (человека) по Богу, началом благочестия и праведности, путем в Царство Небесное». С момента крещения Господь начинает свой путь к Голгофе, где и будут омыты наши грехи Его кровью. И, наверное, об этом стоит вспоминать всякий раз, когда мы приближаемся к празднику Богоявления.
Иоанн Предтеча – удивительный и совершенно уникальный пророк. Благодаря ему мы можем радоваться Крещению искупающего и освобождающего нас от власти зла Христа, но и не забывать, какую цену за это заплачено. Надеемся, что его молитвами и наставлениями мы все-таки принесем достойные плоды покаяния – осталось вроде бы немного, но и усилий для этого «немного» нужно приложить немало. Потрудимся и почтим Предтечу и Крестителя Господня Иоанна!
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (56) раз