Выбрать страницу

Свят. Феофан Затворник: конспект рекомендаций для внимательной молитвы

Свят. Феофан Затворник: конспект рекомендаций для внимательной молитвы

Проблемы с внимательностью на молитве есть, пожалуй, практически у всех христиан.

Мы постоянно пытаемся собрать расползающиеся мысли, в какие-то моменты у нас это получается, но потом, рано или поздно, все равно терпим неудачу.

Эта борьба продолжается годами, и бывает, что годами нет даже небольшого намека на хоть какой-то прогресс. Опыт нам показывает, что собственными силами мы с этой задачей не справляемся, а потому стоит обратиться к «наработкам» тех, кто действительно умел молиться. 23 января Православная Церковь почитает свят. Феофана Затворника, а такие его труды как «Четыре слова о молитве» и «Как надобно молиться» (которые очень схожи по содержанию) являются прекрасным «учебником» молитвы, уж простите за тавтологию. Давайте попробуем из этих «учебников» сделать себе конспект.

Начнем с того, что все совершаемые нами внешние действия, будь то крестное знамение, поклоны, чтение вслух или про себя, наизусть или из молитвослова – еще не есть молитва. Свят. Феофан пишет, что молитвой является «возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу, – чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч.». Подчеркнем, что перечисленные чувства должны возникать, их не нужно искать, так как поиск чувств чреват духовными опасностями, вплоть до впадения в прелесть. Возбуждению чувств как раз и способствует чтение молитвы с помощью речевого аппарата и внимательное в нее вслушивание.

Теперь перейдем к практикуму. Свят. Феофан пишет, что для того, чтоб сердце и мысли воспринимали содержание молитв необходимо использовать такие приемы:

1. Пересмотр текста заранее. Нельзя сразу браться за незнакомую молитву. Нужно полностью просмотреть ее текст и определить для себя, понятно ли все ее содержание. Мы, в большинстве случаев, молимся на церковнославянском языке, и некоторые слова и выражения могут быть нам непонятны, а потому данное наставление святителя сохраняет и будет сохранять свою актуальность еще очень долго.

2. Подготовка. Да, к молитве нужно готовиться, а не приступать к ней выскочив из-за стола с набитым животом или с опухшими глазами от длительного сидения перед экраном. Необходимо немного походить или постоять перед иконой, собраться с мыслями: ненужное – отложить, необходимое – подобрать. За 15-20 минут, или даже за час, ничего без нас крамольного не произойдет. Также важно подумать над тем, к Кому (!) нам предстоит обращаться и кто (каков) конкретно я – обращающийся к Владыке вселенной. Эти мысли должны возбудить в нас благоговение, с которым и внимание проще удержать.

3. Доброе начало – половина успеха. Здесь принципиально важна неспешность. Именно она позволяет каждое написанное слово молитвы сопрягать с собственной мыслью так, чтоб оно уже ставало лично нашим обращением. «Вникай во всякое слово, – пишет святитель, – и мысль слова до сердца доводи, – иначе – понимай, что читаешь и понятое чувствуй». Еще раз подчеркнем два важных фактора: понимать и чувствовать.

4. Молитва по силам. Здесь очень важно браться за такое молитвенное правило, которое мы сможем выполнять неспешно, при обычном течении остальных дел. Т.е. это конкретное указание на первоочередность качества молитвы, а не количество вычитанных молитвословий. Для многих из нас данный пункт может послужить к пересмотру уже привычного правила.

5. Перечитывание. Естественно, что стремление к внимательной молитве требует концентрации мыслей на ее содержании и смысле. Если мысль убежала, то ее необходимо всякий раз возвращать обратно, а прочитанную с невниманием молитву начать заново. Это трудно, но именно таким «измором» мы можем приучить себя к предельной сосредоточенности. «Одолеешь однажды это затруднение, – советует святитель Феофан, – в другой раз, может быть, оно не повторится, или повторится не в такой силе».

6. Остановка. Если какая-то молитва подействовала на нашу душу особенным образом, то не стоит простираться далее. Лучше остановиться, побыть немного в тех благодатных мыслях и ощущениях, которые у нас появились. Можно такую молитву начать заново, снова погрузиться в нее. «Такого рода благодатные воздействия на душу во время молитвословия означают, что дух молитвы начинает внедряться, и что, следовательно, сохранение сего состояния есть самое надежное средство к воспитанию и укреплению в нас духа молитвенного», – подытоживает святитель Феофан.

7. Завершение. Как и при подготовке, тотчас после молитвы не стоит сразу переходить к прочим делам, нужно хотя бы пару минут посвятить тому, чтоб сохранить в себе приобретенное благодатное чувство.

Перечисленные рекомендации святитель Феофан предлагает на начальном этапе обучения молитве. Немного привыкнув к молитве по молитвослову, т.е. при сторонней помощи, необходимо пробовать молиться самостоятельно, собственною своею молитвою, «доходить до того, чтоб душа сама своею, так сказать, речью вступала в молитвенную беседу с Богом, сама возносилась к Нему, и Ему себя открывала и исповедовала, что есть в ней и чего желательно ей».

Святителю Феофану известна проблема, когда человек может годами молиться по молитвослову, но при этом не иметь молитвы в сердце. Происходит это потому, что кроме установленных правил христианин больше ничего не выполняет, почитая их достаточными, а прочее время своей жизни о Боге и не вспоминает. Дабы исправить такую ситуацию, у святителя также есть рекомендации:

1. Какое бы дело мы не выполняли нужно понуждать душу посвящать его Богу.

2. Понуждение это должно происходить с самого утра, еще до такого как мы приступим к выполнению своих обязанностей и послушаний.

3. Далее формируется необходимость молитвенного обращения к Господу (Богородице, святым, ангелам) которое должно быть кратким, ведь именно при кратких прошениях проще сохранить внимательность.

Это еще не все. Далее святитель говорит, что есть и третий вид молитвы, причем первые два – лишь приготовление к нему. Для нас это пока недостижимая высота, нам бы с перечисленными наставлениями справиться, но не сказать о нем было нельзя. Вот характеристика высшей степени молитвы, пусть она будет хотя бы некоторым ориентиром: «Непрестанное обращение ума и сердца к Богу, сопровождаемое внутреннею теплотою или горением духа. Это – предел, до которого должна дойти молитва, и цель, которую должен иметь в виду всякий молитвенный труженик, чтобы не бесполезно трудиться в деле молитвы». Отсюда формируется внутреннее состояние, состоящее из трех частей: «(1) страх Божий, (2) память Божия, или хождение пред Богом, и (3) любительное обращение сердца к Богу, или любительное лелеяние сладчайшего имени Господа в сердце».

Как видим, у нас есть все, чтоб научиться внимательно молиться. Главная же проблема кроется в пренебрежении теми советами, которые мы можем найти и у святителя Феофана Затворника, и других подвижников. Наверное, все-таки стоит прислушаться к ним!

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (189) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »