Как научить ребёнка различать добро и зло?
«Что такое хорошо и что такое плохо» — простой вопрос? Не тут-то было: воспитание таит множество ловушек, в которые родители запросто попадают. Как избежать некоторых из них, рассказал протоиерей Виталий Ворона.
Начинаем с себя
Тема, которую нам предстоит обсудить, очень глубокая. Дело в том, что она касается не столько детей, сколько родителей. Прежде чем учить различать добро и зло малышей, нужно разобраться: а мы сами-то понимаем, что это такое? Мама и папа неразрывно связаны не только друг с другом, но и с детьми. Более того: несут ответственность за то, какими вырастут их дети, с чем они в своё время предстанут перед Богом. Понятно, что вопрос этот очень важный, и источник его решения заключён в нас. Функция воспитания двоякая — дающая и ограждающая. Чтобы правильно настроить моральные фильтры ребёнка, надо самому разбираться в том, что такое добро и зло. Понимаем ли мы это в полной мере — или пытаемся найти какую-то серединку, удобную для нас?
Главная аксиома Церкви
Церковь довольно категорична в этом вопросе. Она учит, что есть два полюса — добро и зло, и никакой середины между ними нет. Добро — это Бог. Там, где нет Бога, никакого добра быть не может, это зло. Пока мы не поймём этого, не сможем научить детей различать эти категории. Если мы не принимаем Бога, учение Церкви, Священное Писание, наследие святых отцов, если для нас они — только некая точка зрения, а не истина и не воплощение добра, то дальнейшие рассуждения совершенно бессмысленны. Бессмысленны, потому что точка отсчёта в этом случае плавающая. Отталкиваться нужно от эталона, а эталон для христиан — Бог.
Бог есть добро, это аксиома, догмат. А если так — мы сразу приходим к тому, что, воспитывая детей, обеспечивая и ограничивая, мы должны направлять их духовное и телесное развитие в нужном русле. Что нужно давать, чтобы они различали добро и зло? Конечно, возможность участвовать в таинствах Церкви и иметь доступ ко всем источникам Божией благодати, которая и есть тот компенсирующий фактор, которого не хватает нам, людям, имеющим несовершенную природу. Для того, чтобы ребёнок имел доступ к таинствам, он должен быть крещёным — членом Церкви. Нужно причащать его, а с возрастом, когда он сможет адекватно оценивать свои поступки, сделать так, чтобы он имел возможность исповедоваться.
Окружить благодатью
Надо окружать детей святынями: пусть носят нательные крестики, видят иконы в доме. Конечно, одно это ребёнка самому главному не научит. Если мы обвешаем всё в доме образками, а сами будем вести себя вразрез с христианскими добродетелями, то это только усугубит ситуацию. Дети очень чуткие, быстро распознают ложь и лицемерие, и у них немедленно сложится впечатление, что Церковь — это фальшь и фарисейство. Они будут уверены, что Истина — не в ней. Поэтому мы всегда должны быть последовательны.
Наша задача — стремиться жить духовной жизнью, стремиться к добру и искоренять в своих поступках и душе всё, что связано со страстями и пагубными привычками. Церковь для того и существует, чтобы мы могли проверять свои ориентиры: не сбились ли они, не ушли ли мы куда-то в сторону. Это помогает слышать голос совести. К слову, надо учить этому и наших детей: прислушиваться к сердцу, анализировать свои чувства.
Что ещё могут сделать родители? Конечно, молиться о своих детях. Дать им возможность слышать Слово Божие, узнавать Закон Божий и учение святых отцов — в той мере, в какой они в их возрасте способны всё это принимать. Лучше всего дети воспримут это от нас, родителей, особенно если мы постараемся установить с ними доверительные отношения. Для этого нужно постоянно общаться с ними, обсуждать те или иные вопросы, и прежде всего всё, что связано с моралью и нравственностью. Очень важно наладить такое общение, обрести их доверие. В настоящее время это очень большая проблема. Мы ведём настолько интенсивную жизнь, что всё время уходит на заботы, из-за чего о детях мы нередко забываем. Намного проще дать чаду телефон или включить компьютер, чем найти время для общения.
Оградить от вредного
Ограничительные функции родителей должны состоять в том, чтобы определять, что в жизни ребёнка может навредить его душе. Это может быть информация — сейчас больше всего негатива приходит к детям, как правило, из интернета, — или какое-то неблагоприятное общение. Наша задача — по возможности оградить детей от вредного. Сейчас искусство и литература так искусно преподносят зло, что оно нередко вызывает симпатию, и именно мы должны помогать детям не увлекаться плохим, видеть его коварство. Порой лучше не иметь ничего, чем что-то плохое. Помню, мой преподаватель по сопромату в институте говорил: «Есть такой парадокс: если поселить в одной комнате отличника и двоечника, не двоечник станет троечником, а отличник скатится». Мне нередко доводится наблюдать, что так и случается.
Мне также видится очень важным так организовывать жизнь ребёнка, чтобы его самые лучшие и приятные эмоции и воспоминания были связаны с добром. Так у него будет формироваться естественное тяготение к доброму, привычка выбирать его.
Если ребёнка привлекает что-то плохое, надо жёстко запрещать его. Однако нужно разговаривать и объяснять, где и в чём кроется ловушка. Запретный плод сладок, а лукавый подкинет возможность обойти даже самые категоричные запреты родителей. Именно потому так важно с детства выстраивать доверительные отношения с ребёнком. Как правило, дети принимают ограничения, если они разъяснены, и, наоборот, бунтуют, если не понимают смысла родительского запрета. Проблема в том, что они вообще не могут понять, что такое нравственный вред. Если, например, ребёнок нарушает запрет трогать горячий утюг, ожог мигом доказывает правоту родителей. С информацией, привычками и общением так не получится. Наоборот, ребёнок, как правило, получает какие-то приятные впечатления или ощущения, совершая что-то плохое, и именно это позволяет укореняться дурным привычкам. В итоге будет очень трудно что-то изменить и корректировать.
Читать!
Где брать источники доброго помимо Церкви? Я бы не рекомендовал в этом плане фильмы, мультики и интернет, потому что так мы приучаем детей к гаджетам как каналам, через которые они получают приятное. Конечно, зло не в самом устройстве, а в том, что контент в нём очень трудно контролировать даже с помощью функции «родительский контроль». То, что приемлемо для детей с точки YouTube или Google, может быть совершенно неприемлемо с точки зрения христианской этики.
Надо приучать их к другим источникам добрых впечатлений, и здесь нет ничего лучше чтения, особенно — когда мы им читаем. Это ведь так замечательно: дети воспринимают знание о добре и зле с помощью нашего голоса, наших интонаций! Более того: мы можем учить их с помощью тех же книжек, которые читали нам наши мамы и бабушки. Мой опыт показывает, что даже подросшие дети с удовольствием слушают чтение родителей. Мне кажется, для этого очень хорошо подойдут сказки, ведь именно в них добро всегда привлекательно, а зло отвратительно и непременно наказывается в конце.
Несколько слов о контроле
Ребёнок, подрастая, будет сталкиваться с разной информацией, но эмоциональные акценты должны расставлять взрослые. Было бы идеально, если бы мы могли познакомиться с тем, что читают, смотрят и слушают наши дети прежде, чем они это сделают. Конечно, чем старше дети, тем сложнее это сделать, но хотя бы в начале их жизни, пока мы можем контролировать всё, что они потребляют, нужно предлагать им самое доброе и лучшее. У нас в запасе максимум десять лет. К этому возрасту базис нравственных ценностей уже сформирован.
Пройдёт время, и дети будут находить информацию самостоятельно. Родители столкнутся с проблемой, что не могут влиять на выбор того, что смотрит, слушает их ребёнок, с кем он общается. В этой ситуации нам остаётся одно — канал нашего доверительного общения, над созданием которого, как я уже говорил, надо трудиться с первых месяцев жизни малыша.
Пустить в дело воспитания Бога
Родителям надо стараться делать всё, что они могут, — и дать возможность Богу восполнить то, что они отдать не в состоянии. Не надо всецело надеяться на себя. Нужно верить, что Господь может исправить всё — даже то, что нам не под силу. Для того нам вера и дана. Когда мы не можем найти верный путь, когда не помогают опыт и ум, мы приходим в область веры, без которой — тупик. Я как родитель не раз бывал в ситуациях, когда кажется, что поезд воспитания ушёл, догнать его невозможно, и как быть — совершенно непонятно. В этот момент понимаешь, что не осталось ничего, кроме веры и молитвы. Пока есть возможность привести ребёнка в храм (ни в коем случае не насильно!), у нас есть надежда, есть шанс всё исправить: успеть запечатлеть эталон добра — Христа — в его сердце.
Без веры мы не сможем проявить свою самоотверженную любовь к детям. Без неё ни ограничения, ни запреты — ничего не сработает. Любить, верить, надеяться и стараться по максимуму показывать хороший пример — вот всё, что мы можем сделать для того, чтобы наши дети различали добро и зло.
Протоиерей Виталий Ворона
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (83) раз