Зачем нужны многословные акафисты? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Зачем нужны многословные акафисты?

Зачем нужны многословные акафисты?

Как быть, если ум не воспринимает акафисты и молитва превращается в «вычитывание» текстов или художественную декламацию?

Акафисты – явление для церковной жизни несколько необычное. Как известно, первый (и на протяжении долгого времени единственный) акафист был составлен как хвалебная песнь Богородице за избавление Константинополя от варварского нашествия. Это известный нам акафист «Взбранной Воеводе». Собственно, термин «акафист» изначально и применялся исключительно к этому молитвословию. С течением времени в церковной среде стали появляться и другие акафисты, написанные в подражание акафисту «Взбранной» с использованием того же принципа, по такой же структуре, нередко с заимствованием отдельных слов и даже фраз. Сразу оговоримся, что за исключением всё того же акафиста «Взбранной», со временем легшего в основу богослужения Акафистной субботы (субботы 5-й седмицы Великого поста), никакие другие акафисты богослужебного применения не имели и воспринимались не иначе как молитвословия, предназначенные для домашнего чтения. При этом наиболее старые акафисты, в частности Иисусу Сладчайшему и святителю Николаю, в поэтичности, лаконичности и точности выражений если и уступают акафисту Богородице, то немного. Об акафистах же написанных позже, а особенно в последние десятилетия, подобное сказать куда сложнее: сейчас всё чаще встречаются акафисты, написанные тяжеловесным слогом, в чрезмерно патетическом тоне, перегруженные эпитетами, изобилующие малопонятными, неудобопроизносимыми выражениями, с отсутствием структуры и ритма. И это я ещё не упоминаю акафисты, созданные откровенно неграмотно, неуклюжим языком, бессистемно сочетающим церковно-славянские и русские слова, с богословскими неточностями, с утверждениями, противоречащими Писанию и учению Церкви.

И вот при всём этом акафисты в наше время являются едва ли не самым популярным жанром церковной гимнографии. Их с готовностью читают дома, заказывают вместе с молебнами в храмах, а иногда даже в богослужение вставляют. В итоге длинные, не всегда понятные и не самые содержательные акафисты оказываются куда популярнее и востребованнее кратких и ёмких тропарей, понятных и лаконичных молитв, простых и содержательных канонов и даже псалмов – богодухновенной священной поэзии. Согласитесь, есть чему удивляться…

Ко всей парадоксальности ситуации добавляется ещё и то, что акафисты всегда весьма продолжительны, и поэтому недоумения относительно чтения акафистов вполне понятны. Призывает ведь Христос не быть в молитве многословными (Мф. 6:7), а тут два с половиной десятка кондаков и икосов, на которые приходится чуть ли не полторы сотни всевозможных «радуйся». И всё это нередко замысловато, витиевато и вычурно… Признаюсь честно, когда мне в руки попадает акафист, не прошедший церковную цензуру, написанный неграмотно или составленный святому, о жизни которого известно так мало, что автору акафиста приходится помимо добродетелей воспевать его рацион, одежду, годы жизни и время смерти, меня самого посещают подобные мысли. Поэтому таких акафистов я не рекомендовал бы ни самим читать, ни в храме заказывать.

Однако и ровнять весь жанр под одну гребёнку я бы тоже не спешил. Нет ни малейшего сомнения, что христианин не должен быть в молитве многословен. Однако, человеку, для которого молитва, вследствие церковной жизни, духовного опыта и веры, перестала быть повинностью и стала потребностью, свойственно стремится к молитве продолжительной. При этом у большинства верующих, церковных людей имеется сформированное молитвенное правило, в котором есть место и молитвам, и канонам, и псалмам. Поэтому при желании помолиться подольше, при необходимости обратиться к тому или иному святому с молитвой более долгой, чем 5-7 минут, или просто в определённой нужде, предполагающей усиленную молитву, акафисты могут прийтись как нельзя кстати.

Конечно, существует и такой фактор, как наше с трудом исправимое несовершенство. И оно способно любое доброе дело превратить в грех. Так что и чтение тех же акафистов, как, впрочем, и любых молитв вообще, нередко превращается в бездумное «вычитывание» (каждый, наверное, слыхал это отвратительное выражение «вычитать правило»). Или же молящийся может сверх меры увлечься процессом – и молитва превратится в декламацию, за которой не будет стоять ничего, кроме самолюбования. Или продолжительность правила и многочисленность читаемых акафистов подстегнут тщеславие, так что незадачливому молитвеннику от такой молитвы будет больше вреда, чем пользы. Тем не менее наличие искушений ничуть не является поводом для пренебрежения молитвой. В конце концов, лукавый не искушает лишь того, кто для спасения не прилагает ни малейшего усилия. Вышеописанные искушения преодолеваются не оставлением молитвы, а трудом, упорством и работой над собой. Кроме того, абсолютно неважно, при чтении каких именно молитвословий человека посещает искушение. Дело ведь не в акафистах, а в людях.

Так что сойдёмся на том, что акафистам, при всём своеобразии данного жанра, при их небогослужебном предназначении и при насущной необходимости разбираться, что читать, а от чего отказаться, место в молитвенной жизни христианина всё-таки есть. И польза от них тоже может быть немалая. Важно только не терять веры, благоговейного настроя и чувства меры, чтобы предполагаемую пользу не обратить в фактический вред.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (318) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

8 мая - Апостола и евангелиста Марка

Апостол Марк - один из четверых евангелистов, апостол от семидесяти. Был учеником апостола Петра. Согласно преданиям, он основал Церковь в Египте и был первым епископом в Александрии. Написал вторую книгу Нового Завета и самое короткое из четырёх Евангелий... далее

День Победы

9 мая - День Победы (День Воинской Славы России)

80 годовщина Великой Победы!
8 мая 1945 года ночью фашистская Германия подписала Пакт о безоговорочной капитуляции. На территории СССР уже было 9 мая. Великая Отечественная война закончилась. В этой войне погибали вне зависимости от национальности, цвета кожи и вероисповедания. И нет, наверное, ни одной семьи в России, в которой не потеряли родных и близких во время войны. Традиционно проводятся в этот день праздничные парады, возлагаются венки, а также совершаются заупокойные службы. Каждая страна празднует этот памятный день по-своему. Но скорбное молчание во время панихиды объединяет людей по всему миру больше, чем пламенные речи. Почтим же память погибших на поле битвы, в местах оккупации, в застенках политических и концентрационных лагерей минутой молчания. Не дай, Господи, чтобы подобное повторилось… далее Вечная память павшим в годы войны

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом Твоим, приснопамятным вождем и воином за веру и Отечество на поли брани жизнь свою положившим, от ран и глада скончавшимся, в пленении и горьких работах невинно умученным и убиенным, и всем Победы ради потрудившимся, и сотвори им вечную память.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов