Выбрать страницу

Как бороться с осуждением

Как бороться с осуждением

Осуждение происходит из-за гордости и тщеславия. Стремление к тщетной, суетной славе, похвале, завышенная самооценка, рождают превозношение над людьми. «Я выше их, достойнее – они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьёй других. Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны, ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов как гордость, в этом-то и есть её главная опасность.

Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость) ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нём. Преп. Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришёл ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам Вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!» Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я, было, устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изринте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего Суда». И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я, лишён покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провёл я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию».

Вот как страшно выносить недоброе суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только от того, что он сказал про поведение брата: «Худо!» Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даём свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз, забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1). При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!» И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келии, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила её за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой Ангел, страж целомудрия оставил её.

Нередко Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нём. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей ещё не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается, мы в своей душе разобраться не можем, а душа и жизнь другого человека, как известно, «потемки».

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой приятель. Когда женщина уехала на уже освящённой новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, хорошо ей живется, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у неё не так давно убили сына, и она попросила меня отслужить панихиду на его могиле. По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Борьба с осуждением начинается с борьбы с дурными помыслами о людях, грех осуждения особенно связан с плохими мыслями.

Старец Паисий Афонский советует завести у себя в душе «фабрику добрых помыслов»: «Добрые помыслы нужно возделывать. В этом помогут духовное чтение, непрестанная молитва, молчание и любочестное подвижничество — аскеза. Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы, надо стараться изгонять их и заменять на помыслы хорошие, добрые». «Для чистых все чисто» (Тит. 1:15), — говорит ап. Павел, и чтобы увидеть в людях хорошее, нужно самому изменять, воспитывать свою душу, промывать свое духовное око. Об этом также говорит старец Паисий: «Каждый истолковывает происходящее в соответствии со своим помыслом. На любое событие, явление можно взглянуть как с хорошей, так и с плохой стороны.

Духовное состояние человека видно из качества его помыслов. Люди судят о вещах и событиях в соответствии с тем, что имеют в себе сами. Не имея в себе духовного, они делают ошибочные выводы и несправедливо относятся к другим. Например, тот, кто по ночам, желая остаться в безвестности, творит милостыню, и о прохожем, встреченном поздно ночью на улице, никогда не помыслит плохо. А тот, кто прожигает свои ночи во грехе, увидев запоздалого прохожего, скажет: «Во зверюга, где же его носило целую ночь?», потому что судит по собственному опыту. Или, к примеру, человек, имеющий добрые помыслы, услышав ночью стук на верхнем этаже, порадуется: «Кладут поклоны!». А тот, у кого добрых помыслов нет, злобно буркнет: «Проплясали всю ночь напролет!» Один, услышав мелодичное пение, скажет: «Какие прекрасные церковные песнопения!», а другой рассердится: «Это что еще там за песенки горланят!».

Прежде чем принять какую-то мысль о ближнем, остановись и подумай, к чему эта мысль приведет. Если к осуждению, превозношению и гордыне – нужно тут же отогнать ее, как мысль не свою, а всеваемую от врага. Когда мы научимся вовремя распознавать и отгонять дурные мысли и заменять их на хорошие, тогда справимся с осуждением.

Из книги протоиерея Павла Гумерова «В помощь пришедшим на исповедь»

Просмотрено (130) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »