Что нас ждет в предуготовительные седмицы перед Великим постом
Вот и наступило великое время. Готовится нам уже Великий пост – Святая Четыредесятница.
И за горизонтом этого бренного материального суетящегося мира уже открывается пустыня, уготованная нам Богом. Там мы встретимся с Ним, подобно святому пророку Моисею, встретимся с Иеговой – Сущим, Живым Богом – в святой пустыне Великого поста.
Пять предуготовительных недель перед Святое Святых года – Великим постом. Пять недель, в которые в сердце, уже где-то в глубине, начинает звучать нежный ангельский колокольчик, призывающий нас остановиться и подумать о Боге, начать движение к Нему.
И первая из этих недель, когда на воскресной Литургии прочитывается евангельское зачало (Лк., 94 зач., 19, 1–10) о Закхее. Почему?
Иерихон. Спаситель идет по улицам, окруженный толпой людей. Его почти не видно. И вот Закхей забирается на дерево, чтобы непременно увидеть Христа и чтобы Господь НЕПРЕМЕННО увидел Его. И чудо общения Бога и человека происходит. Происходит обожение, освящение и спасение Богом человека.
Этой евангельской историей и нам Церковь предлагает внутренне, сердечно отъединиться от этого спешащего да суетящегося мира и вылезти на дерево, т. е. начать движение ввысь. И дерево здесь, конечно, есть символом Церкви, Которая является для нас дверью и лестницей в Небо. И не случайно в этом году сразу за этой неделей, в понедельник, праздновался великий двунадесятый праздник Сретения Господня. Святые праведный Симеон и пророчица Анна встретили Бога именно в храме. Поспешим и мы туда же. В храм. На встречу с Господом.
Потом следующее воскресенье. Оно называется Неделя о мытаре и фарисее. Потому, что на Литургии читается евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., 89 зач., 18, 10–14), где показано два способа молитвы – правильный (у мытаря) и неправильный (у фарисея). А именно после того, как ты остановился, выдернул свое сознание, свой ум, свое сердце из юдоли земной, начни молиться, т. е. разговаривать с Богом. Но начни молиться правильно. С осознания своей греховности, болящести грехом, которая имеет нужду во враче и нигде его не находит, как только в Боге. И здесь рождается истинное смирение.
Именно поэтому на утрене богослужения Недели мытаря и фарисея начинают петь коленопреклоненно тропари:
«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».
Эти тропари – камертон души, настрой на покаяние. Они размягчают ее, чтобы сокрушение о грехах стало дорогой в Царствие Небесное.
И хоть после этой недели идет сплошная седмица, в которую нет поста в среду и пятницу, но душа начинает Церковью приближаться к посту, в который скоро нужно будет входить и телу.
Следующее воскресенье называется Неделей о блудном сыне. Потому что на воскресной Божественной литургии читается евангельская притча о блудном сыне (Лк., 79 зач., 15:11–32). И здесь уже нам показывается, что кающегося и смиренного человека, как блудного сына, возвращающегося домой, ждет нас любящий и милосердный Бог Отец, Раскрывающий заблудившемуся, но вернувшемуся сыну Свои спасительные объятия.
На воскресной утрене, во время полиелея начинает петься 136-й псалом «На реках Вавилонских», который также настраивает душу на покаяние, предлагая увидеть себя сидящим во гресех и в тени смертной и вопиять к Богу о помиловании. Так это делали евреи в плену Вавилонском, так это нужно делать и нам, находящимся в плену своих грехов да страстей.
Через семь дней, в воскресенье, мы празднуем Неделю мясопустную. Потому что в эту неделю в последний раз вкушается мясо. До Пасхи православному христианину с понедельника, следующего за Неделей мясопустной, уже есть его нельзя. Эта неделя называется также Неделей о Страшном суде, потому что на воскресной Литургии читается евангельский отрывок (Мф., 106 зач., 25:31–46), в котором Господь говорит нам о главном критерии помилования человека Богом: если мы будем любить других людей, ближних своих и творить им добрые дела, то и Всевышний нам простит наши согрешения и сотворит и нам милость – введет в рай. Тем самым Церковь нас призывает в Великий пост, кроме, собственно говоря, поста и молитвы, углубиться в творение добрых дел милосердия к ближним как одного из главных залогов и нашего, и их спасения.
Суббота перед Неделей мясопустной, о Страшном суде называется Вселенской родительской (мясопустной) субботой. Потому что на богослужениях этого дня (вечерне и утрене, накануне в пятницу, а также Литургии и панихиде в саму субботу) сугубо поминаются все, от века усопшие в надежде воскресения православные христиане (кроме некрещенных и самоубийц). Мы – вся полнота Церкви – молимся о них, чтобы Господь был милостив к ним на Страшном суде и сподобил их войти в рай.
В понедельник после Недели мясопустной начинается сплошная Сырная седмица. Ее еще называют Масленицей. Потому что мы начинаем с Божьей помощью готовиться к Великому посту уже и телесно. И хотя в среду и пятницу на этой седмице поста нет, но из пищи исключается мясо. Т. е. все остальные продукты вкушать можно, а мясо нет.
Примечательно, что в среду и пятницу на этой седмице не совершаются Литургии, а богослужения проводятся великопостным чином. С коленопреклоненными молитвами преподобного Ефрема Сирина, к примеру. Человек и литургически, богослужебно готовится Церковью к Святой Четыредесятнице.
В субботу сырную мы вспоминаем всех преподобных отцов, в подвиге просиявших, тем самым словно бы испрашиваем у этих великих молитвенников и постников благословения на пост, чтобы и нам, как и им, удалось бы с Божьей помощью достичь преподобия – максимального по нашим силам – соответствия образу и подобию Божиим и войти в Царствие Небесное.
А уже следующее воскресенье имеет три названия: Неделя сыропустная (потому что последний раз перед постом вкушаются скоромные продукты); Воспоминание Адамова изгнания и Прощеное воскресенье.
В это воскресенье все православное человечество перемещает себя вслед за своим святым предком Адамом из рая в пустыню мира, где надлежит нам каяться в своих грехах, стенать у закрытых врат рая и в таком состоянии сокрушения о своих многочисленных грехах ожидать Воскресения Христова.
И, конечно, чтобы войти в святую пустыню Великого поста, надлежит нам у всех людей попросить прощения и простить их от всего сердца, исполняя великий закон Божественной любви, начертанный в молитве «Отче наш»: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим»…
Будем же, дорогие братья и сестры, с трепетом и радостию великою ждать Великого поста – этой весны души, этого радостного и благотворного времени, когда Церковь превращается в Лечебницу, где мы все получаем от Бога спасительное исцеление.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (166) раз