Как помочь подростку повзрослеть: притча о блудном сыне
Евангельская притча о согрешившем сыне, который пришел к отцу с мольбой о прощении, стала символом покаяния (Лк. 15:11–32). Однако не стоит забывать, что у отца было два сына: грешный и добродетельный. Неужели они получили разное воспитание?
Безусловно, отец прививал детям одинаковые ценности, применял одни и те же воспитательные приемы. Один сын следовал им неукоснительно, а другой захотел жить независимо — нарушить нравственные принципы, о которых слышал с детских лет. О последствиях этого поведения мы помним: блудный сын остался без друзей, денег и крова. Он готов был питаться вместе со свиньями, но ему никто этого не давал. Только воспоминание о добре, привитое этому человеку его родителем, и непоколебимая вера в то, что отец любит его и может принять обратно, помогли согрешившему сыну вернуться к нормальной жизни.
Протест героя этой притчи, его порывистость, необдуманные действия напоминают поведение современных юношей и девушек. Юный возраст является наиболее трудным периодом взросления человека. Повышенные нагрузки в школе, увеличение обязанностей, физиологические изменения, период поиска новых авторитетов — все это сказывается на их реакциях и поступках.
Сколько было лет младшему сыну из притчи? Мы не знаем. Он был юн и не имел жизненного опыта, но считал себя взрослым. Так и современные молодые люди рано начинают ощущать себя взрослыми.
Современный молодой человек стремится к независимости, однако у него нет опыта самостоятельной жизни. Он еще не умеет строить причинно-следственные связи, предугадывать, к каким последствиям приведут те или иные действия. Порой это может ощутимо навредить духовному и телесному здоровью подростка. Святые отцы замечали, что существуют сильные страсти, приобретенные в юные годы, которые могут мучить человека до конца его дней.
«Береги платье снову, а честь смолоду», — гласит русская пословица. Ее смысл можно отнести к состоянию души человека. Легче изначально хранить внутреннюю чистоту, избегать грехов, чем потом бороться с их последствиями.
Подросток нуждается в самоутверждении. Если родители к нему относятся как к маленькому ребенку или просто не находят на него времени, то он ищет понимания на улице. Там, как ему кажется, он может найти единомышленников, которым будут близки его проблемы. В компании сверстников он старается выделиться, проявить себя. Формы этого самовыражения, к сожалению, могут быть самыми негативными.
Подчас родители несерьезно относятся к переживаниям ребенка. Они прежде всего обеспечивают его материальное благополучие: чтобы сын или дочь были сыты, одеты, имели популярный гаджет, у них были хорошие оценки в школе. Однако заботу о детях опасно сводить только к внешнему, проявляя равнодушие к их интересам и внутренним исканиям.
Известно немало случаев, когда юноши и девушки из благополучных семей были вовлечены в опасные компании или становились жертвами сект. Причина кроется в безучастности родителей к духовному воспитанию детей. Преподобный Амвросий Оптинский писал: «Хорошее учение без смирения — что на одной ноге хождение». Это означает, что высокое призвание родителей заключено не только в расширении кругозора ребенка, создании для него комфортных условий жизни, но и в воспитании детей в духе православной веры, следовании евангельским заповедям.
Детские психологи советуют уделить особое внимание младенцу в возрасте до трех лет. Именно в первые годы жизни у человека закладываются представления о добре и зле, сострадании, помощи родителям и окружающим людям. В этот период формируется нравственная база для всей дальнейшей жизни человека. Впоследствии родители стараются развить в ребенке добродетели, помочь сохранить ему чистоту души, избегать греховных привычек.
В Евангелии есть красноречивый эпизод, когда человек подошел к Спасителю и спросил о том, как наследовать жизнь вечную. Господь призвал его соблюдать заповеди. Человек ответил: «Все это сохранил я от юности моей» (Мк. 10:20), — то есть он сохранил и развил те добрые качества, которые были заложены в него, скорее всего, внимательными родителями. Уже эта духовная мера настолько велика, что Иисус Христос говорит: «Одного тебе недостает», — призывая этого человека уже к мере христианского совершенства — к святости. Вот какое значение имеет родительское воспитание в духовной жизни человека.
Бывают и случаи, как с блудным сыном. Он протестует против нравственных норм, хочет до всего «дойти» сам. Однако уроки детства не проходят даром. Так, например, блаженный Августин, епископ Иппонийский, отошедший в юности от принципов, о которых ему рассказывала мать, через годы осознанно стал им следовать. Он всем сердцем уверовал в Христа, стал епископом и впоследствии был прославлен в лике святых.
Современный мир переполнен различной информацией, влияющей на неокрепший ум подростка. Порой в социальных сетях, скрываясь за аватаркой, детям предлагают дружбу не совсем доброжелательные люди. Именно поэтому подросток нуждается в организации свободного времени. Лучше найти ему друзей‑подростков в храме или клубе православной молодежи, чем ждать, пока он сам их найдет в подозрительной компании.
Чтобы сохранить связь с ребенком, родителям следует стараться проводить с ним свободное время: вместе ходить в храм, читать Священное Писание, жития святых, православную художественную литературу, обсуждать прочитанное.
Родители должны давать подростку идеи для размышления, выслушивать его мнение, дополнять слова сына или дочери собственными мыслями. Главное, помнить о том, что ребенок — личность, несущая в себе образ Божий. Относиться к нему следует с любовью, считаясь с его мнением. Пусть подросток будет у руля своей жизни, но рядом с ним должны быть отец и мать, которые издалека увидят надвигающуюся бурю или опасные рифы и помогут юному капитану добраться до заветной пристани.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Фрагмент картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» / Фото: Из собрания Эрмитажа
Просмотрено (94) раз