Выбрать страницу

«На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом». О 136-м псалме

«На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом». О 136-м псалме

В Неделю о блудном сыне на всенощной поют в церкви псалом: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом». Это страдание — чувство народа, который пережил захват и разрушение Иерусалима в 587 году до Рождества Христова. Но бремя вавилонского плена ощущается им и после возвращения домой, при виде родного города, все еще лежащего в руинах. И это — наше воспоминание о времени плача в коммунистическом Вавилоне, который пленил нас на нашей земле на семьдесят лет, и мы жили, как на чужбине, где разорялись алтари, и само имя России, по пророческому слову святого Иоанна Кронштадтского, пытались уничто­жить враги ее.

Эта песнь — наш сегодняшний скорбный час, когда за нераскаянность нашу оказались мы среди нового плена, и снова на родине мы — как в изгнании. Сколько народу погибло в том плену, и сколько умерло душою, забыв о Иерусалиме! Другое поколение, не те, что попали в плен, вернулись из плена. Как многие иудеи уподоблялись народам, среди которых они жили в вавилонском плену, так сегодня, среди поклонения маммоне и разврату, многие православные русские теряют все свое православное и русское. Самые священные чувства — религиозные, патриотические — неотделимы друг от друга. Разве только тоской по дому снедаемы были плакавшие на реках вавилонских? Тяжелее, чем физическая разлука с родиной, была для них разлука с Господом, поскольку они были лишены возможности увериться в Его присутствии, как это было когда-то на праздниках в храме. Сегодня Господь вновь напоминает нам, что в каждом народе истинно то, что принадлежит Христу, и что грех обезличивает, лишает национального. Никогда не вернется нам наше подлинное, земное Отечество, если о небесном Отечестве не будут, прежде всего, наши плач и молитва.

Накануне Великого поста принесем Господу нашу муку и покаяние. Неужели отверг нас навеки Господь? То, что пророки предвозвещали, теперь исполняется со всей силой. Мы чувствуем, как рука Бога Живаго легла нам на плечи в наказание. Мы «повесили на вербах органы наши», потому что мы слышим, как наши мучители приближаются к нам. Чтобы дать убедиться нам, что теперь их время, их власть, они предлагают с жестокой насмешливостью: «Пропойте нам от песней Сионских!» Как красиво в Церкви поют, какая древность в псалмах и какая жертвенность в литургии! И все это может быть для увеселения беззаконных. Иже на всякое время, и на всякий час покланяемый и славимый, долготерпеливе и многоми­лостиве Господи! Не всякое место и не всякий час, не всякое состояние ума и не всякая человеческая среда подходят для принесения хвалы имени Твоему Святому. Бывают обстоятельства, когда это становится явным нечестием. Мы будем повинны во лжи и лицемерии, если принудим себя по малодушию и маловерию петь славу Богу, допуская насилие над нашими душами. Святость Божия оскорбляется, когда песнь Господня воспевается для развлечения растлителей и убийц. Сам Христос встает на пути беззакония: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» (Мф. 7, 6).

Вавилон, как изъясняют святые отцы, есть смешение. И это последнее наступление зла (то, что мы наблюдаем сегодня) заключается в усилии смешать истину с ложью, чтобы обесценить, обессмыслить, обессолить истину. Среди нынешнего Содома и Гоморры мы призваны стоять насмерть защитниками святости Божией. И это значит также, чтобы мы не допускали, оттого что мы Христовы, смешения с грехом в самих себе. Святой Григорий Богослов говорит: «Когда мы увлечены в Вавилон — в злое греховное смешение — то находясь на сем месте, не можем петь Божественной песни, как на земле чужой, ибо доколе мы порабощены греху, тягостнейшему всех иноплеменников, дотоле нам не позволено говорить о чем-либо Божественном, хотя бы мы имели орудие слова, как они тогда — псалтири и гусли».

Как для них тогда сила Божия открывалась в судьбе Иерусалима, в его падении и в его восстановлении, которого чаяли их души, так для нас да откроется покаянием смысл происходящего с нами и даруется надежда на исполнение пророчеств наших святых о расцвете православия в России. Пусть покаянием нашим в этой духовной брани придет полное истребление Вавилона, чтобы могли мы «разбить младенцы его» — все наши греховные помыслы — о камень веры, который есть Христос. Пусть из плена греховного освободятся души наши наступающим Великим постом, когда на реках вавилонских, вдали от родины, с глазами, полными слез, воспоем мы эту песнь исхода. И пусть дано будет нам засвидетельствовать пред Богом чистоту наших душ восклицаниями святого веселья: «Пойте Богу нашему, пойте!», когда среди криков радости пасхальной «Христос воскресе!» будет стоять воскресший Бог.

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Просмотрено (76) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »