Выбрать страницу

Обращение к любви Божией возгревает любовь к ближнему

Обращение к любви Божией возгревает любовь к ближнему

Как отличить настоящего духовного пастыря от религиозного управленца? В каких случаях возможен тайный монашеский постриг? Как привести своих близких к Богу? На вопросы прихожан отвечает протоиерей Валериан Кречетов.

– Бездетность – это наказание или испытание для женщины? Как смиряться и не впадать в уныние? 

– Деторождение всегда было благословением Божиим, это – назначение супружеской жизни. Однако сегодня трудно сказать, что может послужить наказанием человеку. Ведь он может не иметь детей и как-то трудиться ради Бога. А может иметь детей, которые спиваются, становятся наркоманами и т.д. Детей вырастить очень сложно. Поэтому нужно исходить из воли Божией. Если Богу угодно, Господь даст ребенка, поможет вырастить, пропитать. А если нет – мы не знаем почему. Ведь известна история декабриста Кондратия Рылеева: когда он в детстве умирал, мать молилась о его выздоровлении. И ей было предсказано, что ожидает сына – Ангел показал ей виселицу. Все так и произошло. Поэтому лучше помолиться и положиться на волю Божию. А что касается всяких современных приемов… Знаете, у нас выращивают одного ребенка, а полтора миллиона в год убивают. Очень страшно. И медицина не совсем тем иногда занимается. Мы знаем не один пример – Иоакима и Анны, Захарии и Елисаветы – когда детей долго не было, но Господь в конце концов посылал. Да каких!

Я думаю, что не стоит рассматривать бездетность как наказание, потому что и болезни – не всегда по грехам… Когда ученики Христа встретили слепорожденного и стали спрашивать: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:2–3).

– Мужчина женат первым браком в ЗАГСе, пара не венчана. Затем они развелись, вне брака у него родились дети. Если он захочет стать священником – ему необходимо принять целибат или монашество? Может ли он жениться второй раз на матери своих детей? Второбрачие для священников не допускается? 

– Необязательно всем быть священниками, это очень ответственно. Где в жизни столько наворочено, может, и не стоит стремиться в священство? Вообще второбрачие здесь не допускается. При заключении второго брака читается молитва: «…зане зноя и тяготы дневныя, и плотскаго разжжения не могущее понести во второе брака общение сходятся». Ну, не всякий может понести, и не все бывают священниками. Если Богу служить – пожалуйста, монашество.

– Как можно привести в храм детей, если, с одной стороны, они ходят в музыкальную школу при церкви, в которой читается Закон Божий, церковнославянский язык. Но, с другой стороны, мамы и бабушки запрещают им молиться утром и вечером с папой и ходить с ним в церковь по воскресеньям? 

– Это папа спрашивает, видимо. Вообще, я думаю, все-таки можно выбрать какое-то время и сходить в церковь. Хорошо уже то, что дети при храме, слушают Закон Божий, слава Богу.

В приходе моего отца, Царство ему Небесное, была семья, где и мама, и бабушка тоже выступали против Церкви. А прабабушка была верующей, к ней детей иногда привозили, она их видела, может быть, несколько раз в году. Но, самое удивительное – результат общения с прабабушкой. Когда ребенок однажды крестил подушечку, бабушка спросила: «Что это ты там делаешь?» – «Подушечку крещу». – «А ты Бога-то видела?» Девочка посмотрела так и говорит: «А мы Его недостойны видеть».

О Боге не нужно забывать. Господь может привести человека к Себе Своими путями: и ребенка, и через ребенка.

– Если находишься под руководством людей, действия которых не соответствуют заповедям Божиим, то до каких пределов должно доходить смирение и послушание этим людям? 

– Против Бога и против нравственности поступать не следует, кто бы тобой ни руководил. Но бывают ситуации, когда, например, требуют определенные финансовые отчеты. Как раньше говорили: если в торговой сети люди работают несколько лет, их нужно периодически всех сажать. Но это уж очень круто – ведь мы сами в чем-то другом согрешаем, но стараемся исправиться. Так и в данном случае. Хотя слушаться в плохом, конечно, нельзя никого вообще.

– На пути самоуничижения перед Богом своего падшего духа и сокрушения сердца как не перейти грань, за которой стоит умаление личностных достоинств, данных человеку Богом при рождении души? 

– А ее не перейдешь никогда. Личные достоинства, если они в Боге, не умалятся. И если нужно, Господь восставит человека, укажет на его личные достоинства. Мы имеем классический пример – Иоанна Дамаскина, который был визирем багдадского халифа, поэтом, писателем. Его смирили так, что запретили писать. Тогда Матерь Божия явилась и сказала: «Не закрывайте источник». Нам, конечно, ничего подобного не грозит – какие у нас достоинства? Ну, некоторые какие-то там работы пишут, например, искусствоведческие, может, кто-то их прочтет, послушает, а потом – забудут.  Специалисты посмотрят, а больше никто. Говорят: «Вот он развернулся, осуществился». Ну и что он совершил? Если при этом семья разрушилась, какое тут осуществление? Прахом все пошло, ничего это не стоит.

– Как отличить настоящего духовного пастыря от религиозного руководителя и управленца?

– Я когда-то с таким вопросом на Афоне обратился к старцу и услышал ответ Паисия Святогорца. Он, знаете, звучит очень серьезно: «Духовным отцом может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад». Конечно, такой тест не всякий пройдет, мы начинаем раздражаться, где уж там в ад… Как отличить духовного пастыря? Время показывает: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:20). У нас, правда, быстро очень присваивают звание духовных отцов.

Да, исповедоваться можно, но духовное руководство – это вещь значительно более сложная. Когда-то я спросил отца Сергия Орлова: «Батюшка, как мне быть в отношении духовных чад?» Он говорит: «Все складывается постепенно. Кто станет ходить постоянно, тот и будет чадом». Время все решает.

– Имеет ли право человек на постоянное внутреннее уединение с Богом, если у него нет желания принимать участие в общей церковной жизни, или это – признак гордыни? 

– С Богом может быть любой человек в любом состоянии. Чем ему мешает участие в церковной жизни? Вы знаете, я слышал, что был швейцар в ресторане, который творил умную Иисусову молитву. Антонию Великому было сказано: «Антоний, ты сравнялся по благочестию с сапожником в Александрии». Так что даже сапожное дело не мешает уединению с Богом, а тем более общая церковная жизнь.

– В чем суть благословения? Что это – утверждение принятого человеком решения, указание, совет, наставление?

– Свои соображения по поводу того, как поступить, человек может иметь, но они не должны быть окончательными. Отец Алексий Мечёв учил размышлять, к нему приходили, задавали вопросы, а он спрашивал: «А ты как думаешь?» Так-то и так. Он говорил: «Ну что ж, можно, пожалуй, и так». И благословлял. А иногда говорил: «А, может, лучше вот так?» Некоторая самостоятельность и может, и должна быть. Но у нас-то обычно приходят: «Батюшка, благословите, я уже взял билеты». Куда ж деваться? Сдавать билеты, что ли? Хотя иногда приходится.

Я думаю, благословение требуется в серьезных вещах, при смене работы, например. Помню, когда-то отец Всеволод Шпиллер сказал: «Конечно, нужно послушание. Но не так – благословите открыть форточку, благословите закрыть форточку».

А вообще благословение как бы проверяется жизнью. Потому что иногда что-то делаешь по благословению, а не получается. Человек может благословить, а Господь судит по-иному.

Очень важно еще и состояние вопрошающего. В Ветхом Завете сказано: «Еслиприступишь к пророку с сумнящимся сердцем – пророк ошибется». Господь говорит: «Я его прельстил». То есть многое зависит еще от того, кто вопрошает, и от того, кто благословляет. Но все равно брать благословение нужно.

– Нужно ли разбираться в причинно-следственных связях своих грехов, выстраивать так называемое «древо греховности»? Надо ли устанавливать, какие грехи основные, а какие являются следствием главных греховных составляющих падшей души? 

– Это непросто. Обычно есть какая-то причина; иногда она в свое время открывается, а если нет – может, не стоит особенно копаться. Нужно в настоящий момент стараться не грешить. А остальное постепенно Господь откроет – что и как было, как нужно. Помните слова Спасителя, сказанные Петру? «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13:7). Из того, что происходит сейчас, многое мы начинаем понимать только спустя какое-то время.

Протоиерей Валериан Кречетов

– Брать на себя роль крестного отца – большая ответственность? Сколько может быть у человека крестников? 

– Да, ответственность большая, духовное воспитание сейчас бывает очень сложным – потому что практически нет общения. У кого есть возможность, конечно, следует подойти к этому делу более серьезно. А уж если нет, тогда придется уж как-нибудь – молиться прежде всего, просить помощи Божией. Не обязательно ведь часто и много говорить – иногда и отдельные слова могут подействовать. Я знаю такой пример, когда человек решил расписаться, а крестный говорит: «Если ты не венчаешься, тогда не называй меня крестным. Как я за вас отвечать буду?» И это сработало. Родители не могли его уговорить, а крестный сумел.

– В храмах принято на службах в правой стороне стоять мужчинам, в левой – женщинам; к святыням после священнослужителей и братии прикладываются дети, мужчины и уже после них – женщины. Чем это обусловливается? Почему в современных храмах настоятели все меньше уделяют этому внимания? 

– Все это очень хорошо, у старообрядцев до сих пор существуют такие правила, у грузин, кстати, тоже. Введено это для того, чтобы перед тобой не стояла женская фигура, чтоб не отвлекаться от молитвы – по немощи нашей. Но в современной жизни часто не поймешь – мужчина это или женщина. Конечно, порядок все-таки желательно соблюдать.

– Сейчас многие женщины, в том числе христианки, не хотят иметь много детей. С большим удовольствием отдают себя учебе, работе, творчеству, даже во имя Церкви.

– Вообще женщину спасает чадородие. Так сказано в Писании: «Спасется чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием»(1 Тим. 2:15). И это неизменно. Хотят или не хотят… Нужно жить в браке как подобает, стараться, а детей – сколько уж Бог даст. Может ведь и не дать. А потом, если даст, кто из них вырастет? Некоторые умирают…

Вот у одной женщины был сын, муж попал в тюрьму, какие-то неприятности, в общем, грозил аборт – но она одумалась, и я потом крестил обоих детей. Через некоторое время сын был послан в Афганистан и погиб. Так эта женщина говорила: «Если бы я не оставила второго ребенка, то с ума бы сошла».

Когда больше детей, их легче воспитывать – это точно совершенно. Поэтому здесь нужно полагаться на волю Божию. Во имя Церкви? Можно спокойно иметь детей и служить Церкви.

– Как искать духовного отца, на что обращать внимание, как не ошибиться в поиске спасительного пути? 

– Самое главное, нужно опять же молиться, просить, чтобы Господь послал. А уж когда пошлет, тогда слушаться. Потому что мы про себя-то не знаем ничего, что уж про другого говорить. Тем более про духовного отца.

– Как нам современным грешным христианам встретиться с Божией Благодатью, узнать волю Божию о себе? 

– Встретиться с Божией Благодатью – в храме. Нужно в церковь ходить, чем чаще, тем лучше – конечно, не в ущерб остальному. Воскресные службы, праздники – посещать обязательно. А воля Божия открывается постепенно. «Когда небо молчит, не надо ничего предпринимать», – так мне архимандрит Иннокентий (Просвирнин) говорил. Как-то это проявится.

– Как избежать и уменьшить рассеяние ума на молитве? 

– Нужно чаще молиться, молитва должна быть непрестанной. Священномученик отец Сергий Мечёв говорил: «Кто молится только тогда, когда встает на молитву, тот никогда не молится». А епископ Михаил (Грибановский) отмечал длительность нашего православного богослужения – тем оно и замечательно: стоишь, стоишь, хоть когда-то, но сосредоточишься. А то не успел прийти – служба закончилась. Отец Сергий Мечёв говорил, что «не парительно» молятся только Ангелы. Человеку – это особый дар, особое состояние, не постоянное. Преподобный Серафим предал Богу дух на молитве: душа устремилась к Богу и ушла из тела. Это особое состояние соединения с Богом, блаженная кончина…

– Духовник благословил на ночную молитву. Как молиться ночью? По четкам ли только? Что читать? Нужны ли земные поклоны? 

– Вообще, конечно, ночью молиться хорошо – тишина, благодать. Весь Афон молится ночью. Что читать? Ну, это как благословят. Вас же благословил духовник, вот его и спрашивайте – он должен точно сказать. «Спасение, – как говорил отец Сергий Мечёв, – во многом совете, но не в совете многих». А я недавно услышал такое изречение: один наставник – спасение, два – неразбериха, а три – погибель. Поэтому я не буду причислять себя к числу тех, кто станет вам советовать: спросите у духовника. Что касается четок, то они для того, чтобы дисциплинировать человека. Потом, когда уже входишь в молитву, четки – необязательное условие, потому что главное – чтобы молились сердце и ум.

– Некто имеет желание принять тайный монашеский подвиг. Какие дадите советы такому верующему?

– Ну что ж, это очень просто. Внутренне нужно отходить от мирского. Потому что сам постриг – это внешняя сторона, хотя благодатная, естественно. Но главное – внутреннее делание. Как я вам сказал, был швейцар – творец умной молитвы. Я лично знал духовное чадо отца Тихона Пелиха – полковника, заведующего кафедрой, профессора, который был в тайном постриге.

Это внутреннее состояние. И оно возможно с помощью Божией. Как возможно? Это нужно стараться. Во-первых, непрестанно молиться. Во-вторых, для мира умереть: чтобы все это есть, и его нет. Нужно этот строй душевный все время сохранять, с ним ходить и просить помощи Божией, конечно. Люди находились в таком устроении духа, что внешние обстоятельства на них почти не влияли. Я слышал потрясающий пример духовной умиротворенности, такой преданности воли Божией: один священник во время допросов засыпал. Я вам скажу, если Господь посылает такой душевный мир, совесть тебя не обличает – иногда засыпаешь, когда ругают. Это вполне возможно с помощью Божией.

– А когда хвалят?

– Это сложнее. Кто не обижается на оскорбление, тот великий человек, а кому не прельстит похвала – тот святой человек. «Хвалу и клевету приемли равнодушно, и не оспаривай…» Там по-светски сказано – «глупца», это уже не христианское. Это совсем другое устроение, не духовное. А опасности – именно в том, что ты произвел что-то особенное. От этого-то с хвостиком, у которого рожок вверх торчит, очень сложно избавиться, без помощи Божией – невозможно. Но нужно смиряться; сказано, что смирение проходит через все сети.

– Как верующему из мегаполиса жить «аки в пустыни», абстрагируясь от мира, который лежит во зле? 

– В мегаполисе можно спокойно жить внутренне. Замечательное, кстати, сейчас появилось средство – автомобильные пробки. Я считаю, нужно распространить, распечатать информацию о том, сколько Иисусовых молитв заменяют вечерню, повечерие, утреню… В этих пробках можно всю службу суточную совершить! Но вообще можете не волноваться, не думать, вечернюю или повечерие исполнить – просто молитесь, непрестанно молитесь. Я думаю, что эти возможности посланы нам для спасения. Потому что, во-первых, требуется терпение, а во-вторых, есть случай молиться. Причем, вы знаете, у нас, бывало, все больше белые платочки – старушки – ходили в церковь, иногда, правда, поболтать. А сейчас устроение к монашеству, поэтому женщины не в белых платочках, а в черных иномарках (это монашеское одеяние у них такое, металлическое, правда). А дальше молитва должна быть – у мужчин и женщин в черных иномарках. Так что возможность монашеского подвига есть.

– Есть вечные неофиты, десятки лет ходят в храм, но остаются все на том же новоначальном уровне. Почему? 

– Потому что для того, чтобы продвигаться, нужен какой-то личный подвиг. Это как, знаете, есть вечные студенты. Вот из вечных студентов, видимо, и получаются вечные неофиты.

– На какие дела следует себя нудить, чтобы бороться с завистью и с тем, что нет любви к людям? 

– Обычно завидуют тому, чему и не стоит завидовать. Духовным каким-то совершенствам? Но святитель Василий Великий говорит: «Зависть – это чувство, которое не дает удовлетворения». Допустим, чревоугодие: объелся – о, нормально! А тут все чего-то не хватает: чем вокруг лучше, тем хуже. Завистники – это несчастные люди, самомученики, потому что сами себя мучают. А проще смотреть на это так: у кого-то что-то есть – ну и хорошо, а если у тебя будет – ну и что дальше? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).

Что касается любви к ближнему, нужно помнить, что любовь к человеку без любви Божией есть самолюбие. Именно постоянное обращение к любви Божией возгревает любовь к ближнему. Ведь Господь любит каждого, мы и живем здесь потому, что Он дает нам жизнь. Но это постепенно, любви надо просить. А завидовать ничему не нужно, это пустое и ничего не дающее завистнику дело.

Протоиерей Валериан Кречетов
Записала Ольга Каменева
Источник: Журнал «Покров»

Просмотрено (136) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее