136-й псалом «На реках Вавилонских»: каких «младенцев» нужно разбивать о камень?
В богослужениях подготовительных недель перед Великим постом, начиная с Недели о блудном сыне, на утрене поется 136-й псалом «На реках Вавилонских», призывающий нас к покаянию. Подобно тому, как согрешившие евреи были наказаны Вавилонским пленом, покаялись и в то же время надеялись на возвращение в святыню Иерусалима, мы, находясь в личном «вавилоне» собственных грехов, должны покаяться в них и ждать от Бога милости и горнего града Иерусалима – Царствия Небесного.
С Божьей помощью остановимся на последних стихах псалма: «Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам: Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136:8, 9).
В духовном смысле это место святые отцы толкуют таким образом, что мы должны бороться и уничтожать бесовские прилоги и грехи еще в зародыше и не давать им развиться в чудовищ, не давать им вырасти и превратиться в раковую опухоль страсти. Камень, о который разбиваются эти «младенцы», конечно, Господь наш Иисус Христос, Его заповеди, Его Таинства и Его Церковь. Только так, только о такой камень разбиваются страсти.
К примеру, преподобный Никодим Святогорец говорит об этом так: «Как будто ты разбиваешь младенцев злых помыслов прежде, нежели они вырастут: ‟Блажен, иже имеет и разбиет младенцы твоя о камень” (Пс. 136:9). И не только ты, но и кающийся человек становится блаженным, потому что посредством исповеди сокрушает злые помыслы о камень, то есть о Христа, прибегая к Нему в молитве и призывая Его помощь».
Очень точно об этом пишет преподобный Серафим Саровский: «Мы должны быть чисты от помыслов нечистых, особенно когда приносим молитву Богу, ибо несть согласия между смрадом и благовонием. Где бывают помыслы, там и сложение с ними. Итак должно отражать первое нападение греховных помыслов и рассеивать их от земли сердца нашего. Пока дети вавилонские, т. е. помыслы злые, еще младенцы, должно разбивать и сокрушать их о камень, который есть Христос; особенно же три главные страсти: чревоугодие, сребролюбие и тщеславие, которыми старался диавол искушать даже Самого Господа нашего в конце подвига Его в пустыне».
Для православного христианина бороться с помыслами и разбивать их о камень, который есть Христос, очень важно. Человек – это целая вселенная, целый океан любви, страданий, слез, радости и боли. И часто мы себя не знаем. Даже не хотим себя узнать. В принципе, многие люди не могут жить с собой и с Богом в мире, и понятно, что они не могут жить из-за этого и с другими людьми, и с миром в мире. Нередко человек даже не хочет заглянуть внутрь себя, оставаясь ветхим человеком, зацикленным только на материальном уровне, т. е. силой своей воли, подогретой энергией страстей, направляя свою бессмертную душу, которая есть образом и подобием Божиим только лишь на то, чтобы стяжать материальное или тешить зависящие от материального мира, извращенного грехом, страсти – гордыню, тщеславие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, властолюбие. Это похоже примерно на то, как если бы кто-то слона пытался засунуть в мышиную нору. Это может и слона очень сильно ранить, и мышиную нору разрушить. Но душа вопиет к человеку из этого страстного плена, вопиет совестью, вопиет различными неврозами, депрессиями и, как результат, инсультами да инфарктами. И в итоге человек живет в постоянном беспокойстве и тревоге. Пытаясь спастись от внутреннего конфликта бегством не только телесным, но и сердечным.
Как говорил преподобный Паисий Святогорец: мир стал очень шумным. Он громыхает, несется. И человек не хочет побыть в тишине. Почему? Потому что в этой тишине он начинает слышать себя. И это его пугает.
Но, как говорится, от себя не убежишь. Поэтому прежде всего нужно иметь мужество ОСТАНОВИТЬСЯ. Остановиться внутренне. И начать с Божьей помощью путешествие вглубь себя.
В сущности, православная аскетика и есть путешествие вглубь себя. Только это нужно делать с опытными проводниками, которыми, конечно, являются святые отцы. И одним из них есть Божественный псалмопевец святой пророк и царь Давид, говорящий нам из глубины тысячелетий устами, извергающими глагол Святого Духа: не рассматривай диавольские прилоги, не зацикливайся на них. Ты всегда, до самой смерти и дальше, пока не пройдешь мытарства, будешь атакуем диаволом и бесами. Они будут тебя пытаться напугать, купить, обмануть. Различными способами. Диавол не ест и не спит. Его главная задача – погубить Божье творение – человека. Поэтому он и атакует нас. И эта атака не прекращается ни на секунду. Как справедливо писал преподобный Никодим Святогорец: если человек в начале духовного делания, то бес пытается остановить его, если в середине – пытается извратить это делание, если в конце – пытается отнять добрые плоды и направить человека все равно на худое.
Нужно быть готовым к этой атаке – атаке постоянной, непрекращающейся. Как? Очень просто. На этот вопрос отвечает святой пророк и царь Давид: избивай «младенцы» – не обращай на них внимания. Как бы тяжело ни было, какие бы огненные искушения тебя не донимали. Не останавливай свой внутренний взор, свое внимание на них. Если остановил и начал рассматривать, раздумывать об этом, то принял «младенца», «яйцо», из которого может вылупиться дракон страсти. Бесы открыли для человека свой лабиринт – огненно-чувственный, мысленно-пугающий. И будут водить, истязать человека, как рыбак рыбу, пока та не сдастся и не повиснет на крючке.
Пройди мимо прилога, покайся перед Богом, поисповедуйся в нем. Но не рассматривай. Одновременно запомни его для исповеди и забудь его для себя. И двигайся дальше. Забывая заднее, простирайся вперед – к Царствию Небесному.
Разбивай «младенцев вавилонских» о камень, который есть Христос. Т. е. заключай свой ум, свои помыслы, свои чувства, свои слова и телесные движения в заповеди Христовы. Подчиняй себя заповедям Христовым. И победишь.
Дьявол силы не имеет. Это все миражи. Это все закаляет нас. Бог отступает немножко от нас, как любящий Отец, Который хочет, чтобы чадо само научилось ходить. Но в нескольких метрах Он ждет нас с распростертыми объятиями и готов нас поймать, когда мы будем падать. Главное, чтобы шаги наши – сердечные, мысленные, духовные, чувственные и телесные – были к Нему.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (150) раз