Прощение — не примиренчество со злом. Слово в Прощеное воскресенье
Из года в год мы совершаем этот чин, но многие из нас слишком легко относятся к нему. Некоторые говорят, что для них прощение вообще не составляет никакой проблемы. Другие с легкостью говорят: «Я тебя прощаю». Третьи ― не то, чтобы не хотят никого прощать, но само прощение находится на периферии их духовной жизни, и часто бывает избирательным, пока не откроется человеку, что речь идет не просто о каких-то отношениях с тем или иным человеком. Прощение или не прощение другого человека всегда выявляет наши отношения с Богом.
Один священник рассказывал, как однажды, еще до своего священства, он услышал в церкви Евангелие, всем нам хорошо известное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, оставь дар твой, иди, вначале примирись с братом твоим, и потом приноси твой дар». И его обожгло как огнем, по милости Божией ему открылась реальность того, что совершается в храме ― за Божественной литургией, за таинством покаяния или за слышанием слова Божия. Он понял по благодати Божией, почему Церковь всегда, даже прежде чтения молитв ко святому причастию, напоминает нам: «Первее примирися тя опечалившим». Нет нам участия в Великом посте ― Господь не примет нашего поста и нашей молитвы, не будет на нас Божия благословения, если мы не сделаем все от нас зависящее, чтобы исполнить Его завет. Когда стоите на молитве, говорит Господь, прощайте, если кто согрешил против вас, и Отец Небесный простит вам. Пост всегда соединен с сугубой молитвой, но невозможно нам будет молиться, бескрылой будет наша молитва, Господь не примет наше покаяние, если мы не будем заботиться о прощении друг друга.
Мы всегда напоминаем, что прощение — это не значит примиренчество со злом, это не есть какая-то индульгенция, согласие с несправедливостью, оно всегда обращено к личности живого человека, а не к тому греху, который он, может быть, совершил против нас. Грех всегда остается грехом. И еще в Ветхом Завете пророк говорит: «Не допусти и в мыслях своих ненависти к брату твоему, но научись противостоять всякой неправде». Непрощение другого человека связано как раз с нашим общим состоянием греховности, которая выявляется здесь в очень высокой степени. Это уже не спрячешь и не скроешь ― это конкретное отношение с человеком, которого ты знаешь. Все твои грехи, осознаваемые тобою или неосознаваемые, присутствуют в этом главном грехе нелюбви. Потому Господь и говорит так о тайне прощения, потому Он и предупреждает, что непрощение может привести нас к разрыву с Богом. И оно уже означает именно это. Если мы легко будем относиться к непрощению других людей, то наступит горшее.
Я знаю человека, который перестал ходить в свой храм, чтобы не встречаться там с одним знакомым, которого не хотел видеть, а потом в конце концов вообще перестал ходить в храм, отпал от Церкви. Господь предупреждает нас, что непрощение другого человека ведет с неизбежностью к умалению духовного роста. Не надо мечтать ни о каких подвигах ― ни о поклонах, ни о строгом воздержании: «три дня есть ничего не буду». Все слишком серьезно, и смысл сегодняшнего чина прощения в том, чтобы мы осознали это.
Если вы не прощаете, говорит Господь, должникам вашим, то и Отец Небесный не простит вам. Каждый день, и несколько раз в течение дня все мы читаем молитву Господню «Отче наш» и эти слова: «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим». С какой легкостью мы произносим их, не задумываясь о том, что они значат, ― эти самые главные слова, какие существуют на свете. Действительно ли мы прощаем так, как хотим, чтобы Господь простил нас? Если мы этого не делаем, значит, мы молимся о том, чтобы Господь нас не простил, чтобы мы были осуждены.
Есть великая надежда в том, что предлагает нам Церковь Христова. Да, прощение грехов на самом деле исходит из великой глубины и высоты. Прощение нам даруется от Креста Христова. И Господь говорит, чтобы мы прощали семьдесят раз по семь. Сколько нужно прощать другому человеку? Один раз, можно сказать, достаточно, сколько можно прощать? И апостол Петр спрашивает: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?» А Господь отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз». Ну, а дальше что? Простим другому человеку четыреста девяносто раз его грехи, и скажем ― достаточно, потому что дальше нет сил? Значит, мы говорим Господу, чтобы дальше Он не прощал нас ― у нас нет сил, чтобы принимать Его прощение. Не имеет значения, виноват перед нами человек, который имеет нечто против нас, или не виноват. Для Господа все равно остается обязательным условием, чтобы мы примирились с тем, кому кажется, что его оскорбили, обидели, тогда как у нас и в мыслях не было никакого зла против него, ― прежде чем вступать в Великий пост.
Сегодня Господь говорит нам, что мы все должны помочь друг другу простить друг друга. Есть такая тайна. Когда апостол Петр исповедует Христа Сыном Божиим, и не плоть и кровь открывают ему это, а Отец Сущий на небесах, Господь говорит ему: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18—19). Мы знаем, что эти слова Господь обращает ко всем апостолам, и, как сказано в Евангелии, ко всем ученикам Христовым. Есть таинство прощения, которое дается только священнику, но в благодатном смысле, все, кто является учеником Христовым, всякий крещеный человек получил власть от Господа разрешать другого человека от его грехов, которые не дают ему примириться с ним. Каждый, кто старается жить серьезной христианской жизнью, знает на своем опыте с большей или меньшей очевидностью, как непреложно этот закон действует. Когда мы молимся за другого человека, который нас обидел или с которым у нас особо трудные отношения, или который даже далек от Церкви, Господь открывает для этого человека возможность принять благодать прощения, узнать, что такое прощение, по тому дару, который Он дал с самого начала, когда впервые была исповедана вера в Него как в Сына Божия. Поэтому каждый пусть молится и сейчас, и в течение всего Поста за другого человека. Это благоприятная возможность, время благоприятное, обстоятельства очень хорошие, оттого что возникли трудности у вас с этим человеком. Господь дает вам возможность убедиться, как слово Его непреложно и всесильно там, где мы изо всех сил стараемся следовать ему.
Мы понимаем, что бывают очень серьезные раны в отношениях между людьми, где угодно — и на работе, и в семье. И такие обиды, простить которые нет сил у человека. И единственная сила, которая позволяет нам простить, — это сила Христовой любви, Его благодать. И о стяжании ее мы будем молиться всем покаянием в течение Великого поста. С одной стороны, нет нам пути в Великий пост без прощения друг друга, а с другой стороны, только по дару Христа можем мы на настоящей глубине обрести это прощение. Так и совершается тайна спасения — в согласии, в соработничестве Бога и человека.
Будем молить Бога, чтобы Он открыл нам Свою любовь, любовь ко всякому человеку без исключения. Мы говорим о самой высшей любви, которую Господь явил на Кресте, и мы знаем, мы должны узнать, что эта любовь существует. Будем идти сами навстречу этой любви, чтобы состоялась встреча с Господом у Его Креста, когда завершится наш Пост в Страстную седмицу, и в Светлом Его Воскресении, когда прощение воссияет от гроба, и мы радостию друг друга обымем. Услышим сейчас это пасхальное песнопение как смысл всего, что совершается в жизни каждого из нас, в общении нашем друг с другом, раскрывающем наше общение с Богом.
Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия
Просмотрено (276) раз