«Седе Адам прямо Рая»
14 марта – Неделя сыропустная, Воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье. Предлагаем богословско-филологический комментарий стихиры на «Господи, воззвах» Сыропустной недели «Седе Адам прямо рая».
В евангельском отрывке от Матфея, который читается на Литургии в Прощеное воскресенье, говорится о прощении, посте и небесных сокровищах (см.: Мф. 6: 14–21). Данные темы близки каждому православному христианину. Но в этот день вспоминается не менее важная тема – Адамово изгнание. Богослужебные тексты говорят: греховное состояние человека подобно тому состоянию, в котором находился изгнанный из рая Адам.
На церковнославянском стихира звучит следующим образом:
«Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже и взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго»[1].
Греческий оригинал:
«Ἐκάθισεν Ἀδάμ, ἀπέναντι τοῦ Παραδείσου, καὶ τὴν ἰδίαν γύμνωσιν θρηνῶν ὠδύρετο. Οἴμοι, τὸν ἀπάτῃ πονηρᾷ πεισθέντα καὶ κλαπέντα, καὶ δόξης μακρυνθέντα! οἴμοι, τὸν ἁπλότητι γυμνόν, νῦν δὲ ἠπορημένον! Ἀλλ᾽ ὦ Παράδεισε, οὐκέτι σου τῆς τρυφῆς ἀπολαύσω, οὐκέτι ὄψομαι τὸν Κύριον καὶ Θεόν μου καὶ Πλάστην· εἰς γῆν γάρ ἀπελεύσομαι, ἐξ ἧς καὶ προσελήφθην. Ἐλεῆμον, Οἰκτίρμον, βοῶ σοι· Ἐλέησόν με τὸν παραπεσόντα»[2].
Русский перевод иеромонаха Амвросия (Тимрота):
«Сел Адам напротив рая и свою наготу, сетуя, оплакивал: “Увы мне, обману лукавого поверившему, и ограбленному, и от славы удаленному! Увы мне, по простоте обнаженному и ныне недоумевающему! Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; ибо в землю отойду, из которой и был взят. Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: помилуй меня, падшего!”»[3].
Адам напротив рая
Стихира начинается с того, что нам говорят об Адаме, который сел напротив рая и оплакивал свое изгнание. Стихира и есть молитва Адама, в которой он сокрушается о своем падшем состоянии и взывает к Богу о помиловании.
Адам оплакивал свою наготу. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» для слова «нагота» дается два значения:
- вид и состояние обнаженного тела;
- недостаток одежды, состояние человека, не имеющего необходимой одежды, бедность[4].
В греческом оригинале используется слово «γύμνωσις» – «обнажение, раздевание»[5]. Адам и Ева впервые осознали свою наготу, и им стало стыдно.
Сюжет стихиры восходит к Священному Писанию Ветхого Завета, где Адам и Ева после грехопадения обнаружили себя «нагими» (см.: Быт. 3: 7). В Септуагинте в этом месте используется слово «γυμνός» – «голый, нагой, обнаженный»[6]. Святитель Иоанн Златоуст писал по поводу ощущения наготы прародителями следующее:
«Лишившись за преступление заповеди высшей благодати, они ощущают и чувственную наготу, чтобы из охватившего их стыда вполне поняли, в какую бездну низвело их преступление Владычной заповеди»[7].
Адам и Ева после изгнания находились в отчаянном состоянии, поскольку потеряли Божественную благодать, которая делала их блаженными. Все, что им оставалось, – просить Господа помиловать их.
Адам и Ева потеряли Божественную благодать. Все, что им осталось, – просить Господа помиловать их
В стихире встречается своего рода тавтология – «рыдая, плакаше». Такой прием усиливает эмоциональность песнопения.
Оплакивал свой поступок и апостол Петр, когда предал Христа (см.: Мф. 26: 75). Его слезы свидетельствовали о том, что он пробудился от греховного состояния:
«Петр, вышедши вон из двора архиерейского, то есть из состояния ослепленного ума, заплакал, выйдя из нечувствия. Пока он был во дворе ослепленного ума, не плакал, потому что не чувствовал, но как скоро вышел из него, пришел в чувство»[8], – пишет блаженный Феофилакт Болгарский.
Удаленный от Божественной славы
«Увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну!» – взывает Адам.
Адам и Ева поверили диаволу, который обещал им величие, если они нарушат Божественную заповедь (см.: Быт. 3: 5). В церковнославянском тексте стихиры используется слово «прелесть». На нем следует остановиться подробнее, поскольку в настоящее время оно приобрело противоположное значение. В «Словаре русского языка XI–XVII вв.» приводятся следующие значения этого слова: «соблазн, греховное искушение, прельщение, обман»[9]. Противоположное церковнославянскому значение встречается, конечно, в словарях современного русского языка: «очарование, обаяние, привлекательность»[10].
Адам был удален от Божественной славы и поэтому больше не мог общаться с Богом напрямую, как он это делал в раю. До грехопадения Божественная природа была укоренена в человеке. У Адама была возможность дальнейшего обожения. Но после совершения греха человек отрезал сам себя от Источника жизни и тем самым «вытеснил» из себя Бога[11].
Праотец плачет о том, что больше не сможет насладиться райской «сладостью». Так на церковнославянский перевели греческое «τρυφή» – «деликатность, изящество, роскошь, изысканность». В русском варианте это слово передается как «роскошь».
Адам повторяет слова Господа: «В землю бо пойду, от неяже взят бых» (см.: Быт. 3: 19). Несмотря на то, что физическая смерть прародителей не наступила моментально, они уже умерли, поскольку приговор был озвучен. Они осуждены на смерть: еще живы, но уже мертвы.
Помилуй нас, падших
В конце Адам восклицает: «Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго!» Господь поистине Милостивый и Щедрый, поскольку зов Адама не был в пустоту. Иисус Христос – ответ на молитвы Адама и всего человечества в его лице.
Иисус Христос – ответ на молитвы Адама и всего человечества в его лице
Нужно как можно больше просить Господа о помиловании и спасении, при этом делая все, что в наших силах, чтобы соответствовать призванию, которое дал Господь людям при создании. Не зря Адам вопиет, поскольку Иисус Христос сказал:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7: 7–8).
Адам и Ева согрешили и обрекли тем самым всех своих потомков на страдания. В земной жизни можно добиться неплохих успехов, заработать деньги, авторитет, власть. Но окончательной власти над природой и смертью человеку не добиться. Адам и Ева за свой поступок понесли наказание и принесли достойное покаяние, и теперь наступила наша очередь.
Между прародителями и нами есть разница: они ждали приход Спасителя в мир и надеялись на это всю свою жизнь. Для нас Христос – реальность, и мы знаем, ради чего живем и куда стремимся. Поэтому необходимо провести пост с мыслью о Воскресении Христа – главном событии в истории человечества.
Профессор Лариса Маршева, Василий Рошка
Источник: Православие.Ru
[1] Триодь постная. М., 2002. С. 69.
[2] Κυριακή της Τυρινής // https://glt.goarch.org/texts/Tri/t49.html.
[3] Неделя сыропустная // https://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-syropustnaya/.
[4] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 10. М., 1983. С. 55–56.
[5] Liddel H.G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1996. P. 195.
[6] Там же. P. 362.
[7] Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 133–134.
[8] Феофилакт Болгарский, святитель. Толкование на Святое Евангелие. М., 2016. С. 166.
[9] Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 18. М., 1992. С. 259.
[10] Словарь современного русского литературного языка. Т. XI. М., 1961. С. 226.
[11] Давыденков О., протоиерей. Догматическое богословие. М., 2017. С. 331.
Просмотрено (88) раз