Выбрать страницу

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим?

Почему Бог не показывается? Почему мы Его не слышим? Можно много молиться, поститься, совершать ритуалы, причащаться, исповедоваться и прочее, но не почувствовать Бога рядом. Почему? Он не хочет с нами разговаривать? Если Он любящий отец, то почему Он не хочет проводить время с детьми? (Александр)

Ответить на вопрос Александра мы попросили двух священников и одну монахиню.

Протоиерей Павел Великанов, и. о. настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне, и.о. завкафедрой пастырского душепопечения Московской Сретенской духовной семинарии, доцент Московкой духовной академии:

На прошлой неделе в приходе, куда я недавно назначен, мы с прихожанами общались после службы, и я предложил для знакомства сыграть в игру: поделиться своей самой любимой фразой из Священного Писания. К великому моему удивлению одна женщина вспомнила слова из книги Иова: Рече Господь Иову (Иов 38:1). На мой вопрос, что ее так поразило в этих словах, она сказала: «Сам факт, что Бог напрямую обращается к человеку, когда тот доходит до края — без посредников, не через знаки, символы и знаменья, представляете? Это настолько сильно, в этом такая мощь и глубина!»

Меня тогда удивило, насколько обычные прихожане, без богословского образования, способны понимать столь глубокие вещи, опираясь только на опыт собственной жизни.

Так почему же Бог не являет себя нам так ощутимо, как Иову? Думаю, это связано с божественной педагогикой. Помните, в «Маленьком принце» есть такой эпизод: принц встречает Лиса, пытается подойти к нему поближе, но тот отодвигается и говорит: «Приручи меня!» И это выстраивание отношений нельзя торопить — незнакомцы должны присмотреться, привыкнуть, принять друг друга.

Сама постановка вопроса: «Почему Бог не показывается?» — говорит не о том, что Бог спрятался. Просто мы находимся не на той волне, потому и не можем «поймать» божественное присутствие, пустить Бога в свою жизнь. Бог же никуда не исчезает. Как пишет апостол Павел: мы Им живем и движемся и существуем (Деян 17:28).

Божественной энергией пропитано все мироздание. Но мы не можем ощутить эту близость Бога, пока находимся в состоянии зацикленности на самих себе, на своей самости, своих проблемах, своих страстях, горестях и радостях. Так что это не Бог вдруг перестает прятаться, а человек, изменяя свое состояние, становится способным видеть Бога.

В противном случае, если допустить, что человек жаждет с Ним встретиться, а Бог вредничает и отворачивается, получаются какие-то манипулятивные игры. Не полезные игры, созидательные, образовательные, которые учат чему-то важному, а именно манипулятивные, у которых одна цель: управлять другим помимо его желания.

Но Бог с нами не играет. Действительно, бывают случаи, когда Он входит в жизнь человека явным образом, но это ситуации экстраординарные, которые можно назвать вторжением. При этом и Священное Писание, и мистический опыт святых свидетельствуют: Бог необыкновенно деликатен, Он не вламывается во внутреннее пространство человека, особенно если понимает, что Его приход может вызвать у человека внутренний разлад и отторжение. Бог не навязывает Себя, Он дает человеку возможность выбора: либо научиться Его опознавать, либо сказать: да это все сказки!

Молитва, пост, посещение церковных служб — не более, чем инструменты. Важные, но которые не могут быть самоцелью. Можно долго стругать рубанком дощечки, но, сколько их ни стругай, к появлению стула сам по себе этот весьма увлекательный процесс не приведет. Так и сами по себе количество и частота вычитанных молитв или строгость поста ничего не значат. Излишняя сосредоточенность на этих инструментах может привести к прямо противоположному результату, когда человек предъявляет Богу свои непомерные труды и спрашивает: «А почему Бог не реагирует? Где сбой программы?»

Еще один важный момент. Чтобы услышать другого, надо перестать говорить. Нередко вся наша жизнь — сплошное говорение: делами, словами, мыслями. И Бог не собирается нас перекрикивать, чтобы быть услышанным. Подлинная же молитва начинается тогда, когда человек внутри умолкает. Без этого молитва невозможна.

Главная же ошибка автора письма в редакцию «Фомы» в том, что он проецирует на Бога свое представление о том, как Бог должен с ним разговаривать. Из-за этого-то и происходит та самая блокировка, которая не дает Его услышать. Для Бога же не существует явлений, событий, слов, предметов, которые Он не мог бы превратить в язык общения с нами. С музыкантом Бог говорит на языке музыки, с математиком — на языке формул. Тот, кто чувствует красоту слова, услышит Бога в строках классической литературы, другой — даже в случайной фразе из чужого разговора или поста в соцсетях. И наивно полагать, что у Бога есть лишь какое-то лимитированное пространство, чтобы общаться с нами. Он великолепно, мастерски управляется со всем мирозданием — и прекрасно понимает в том числе и нашу ограниченность и бестолковость.

Поэтому я бы посоветовал читателю, который задал вопрос, попрактиковаться в молчании, чтобы хотя бы немного высвободить простор для Бога.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова), пресс-секретарь Якутской епархии:

Мне лично этот вопрос близок, потому что для меня важно понимание того, что молчащий Бог — молчит, как бы парадоксально это ни звучало. То есть Он не безмолвствует, как народ в трагедии «Борис Годунов». Вот эта мысль мне кажется главной: дело не в том, что Он вам не отвечает, а в том, что Его молчание тоже нужно воспринимать как форму общения между вами. И если вам кажется, что Господь молчит слишком долго, попытайтесь вслушаться в это отсутствие ответа.

Ведь и с людьми такая же история: порой мы не знаем, почему тот или иной человек не хочет с нами разговаривать — то ли он молчит многозначительно, то ли взял паузу, чтобы осмыслить происходящее. А мы уже готовы обидеться на это молчание, хотя это неправильно.

Напомню: наши отношения с Богом — равноправные, как и отношения между людьми. Мы не обязаны к Нему обращаться, а Он — нам отвечать. Он говорит с нами по доброй воле, по Своим мотивам, понять которые нам невозможно. Относиться же к посту и молитве как к методам гарантированного получения ответа — неправильно. Бог не обязан общаться с нами только потому, что мы помолились, попостились или причастились. Мы переоцениваем значение аскетической практики, забывая, что она нужна нам, а не Ему. И когда мы встаем на молитву и ждем, что Бог ответит, это перерастает в опасную форму самоуверенности.

А может, Он и отвечает, но мы не сразу слышим или видим Его ответ. Ведь Он может явить Себя землетрясением на Синае, а может — тихим ветром, как пророку Илии. Это непредсказуемо. И нам нужно учиться узнавать Его, видеть Его признаки. Это важно.

Искра Божия может вспыхнуть в человеке в момент полного отчаяния, в самой неприглядной ситуации. Господь может заговорить с нами даже устами неверующего. Митрополит Сурожский Антоний повторял за Исааком Сирином: нельзя встретить Бога, если ты не увидел Его в глазах другого человека. Но как нам трудно это сделать!

А бывает, голос Бога мы слышим в житейских обстоятельствах. Приведу очень личный пример. Когда я, еще до пострига, собиралась уезжать из Москвы в Якутию, мне было очень важно получить Божие благословение. К отъезду я начала готовиться за год. Все складывалось, но я переживала, что уйду и оставлю работодателя в неподходящий момент. И тут нашлись очень опытные коллеги, которые вполне могли меня заменить. В другое время я восприняла бы эту ситуацию как конкуренцию, а тогда почувствовала, что это Господь меня так благословляет.

Если же Господь молчит, в каждом конкретном случае Его молчание будет иметь свой смысл. Он может призывать нас быть внимательнее, учить терпению, умению ждать, трезвости и осознанности — очень важным качествам для христианина. Конечно, для нас Его молчание — сложное испытание, с которым сталкивался каждый, в том числе и святые. И нам остается лишь вникнуть и ждать, быть спокойными и упорными.

Впрочем, вопрос «Почему Бог не показывается?» можно воспринять и в прямом смысле. И тут ответ для меня очевиден: потому что не хочет заставлять нас уверовать в Него, оставляет нам свободу выбора. Легко поверить, что земля круглая, увидев ее из космоса. Но вера — это подвиг, это добродетель. И Господь не хочет лишать человека этого подвига, этого счастья, этого внутреннего переживания веры.

Ведь Бог, Он как солнце: увидишь его вблизи — ослепнешь и сгоришь. Да, сам факт такой личной встречи даст знание, но навсегда сожжет веру, которая предполагает доверие. А Господь очень дорожит этим доверием.

Протоиерей Стивен Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»):

«Не почувствовать Бога рядом…» Моей первой мыслью было: а как автор письма это себе представляет — почувствовать Бога? Бог воистину «везде сый и вся исполняяй» (вездесущий и все Собой наполняющий. — Прим. ред.). Но для того, чтобы научиться видеть и «чувствовать» это, нужно, чтобы наши сердца переменились. Можно «молиться, поститься, совершать ритуалы, причащаться» — и так и не суметь почувствовать присутствие Бога. Апостол Павел говорит: преобразуйтесь обновлением ума вашего (Рим 12:2). А это «обновление» требует научения и руководства.

Я предлагаю автору письма для начала завести обычай за все благодарить. Мы ждем, что присутствие Господа в нашей жизни будет обозначено чем-то особенным, уникальным, а ведь ежесекундно Его благодать преподается нам через все, что нас окружает! Это дар Божий нам. И привычка благодарить за него со временем позволит нашему сознанию увидеть то, что раньше казалось скрытым. Когда мы становимся благодарными, мы начинаем все лучше понимать и во всем видеть свет Божий.

Подготовила Анастасия Бавинова
Источник: Журнал Фома

Просмотрено (239) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »