Выбрать страницу

Великий пост – большая икона нашей маленькой жизни

Великий пост – большая икона нашей маленькой жизни

Время летит, и мир стремительно меняется. Но если раньше ускоряющееся время было уделом людей старшего возраста, то сейчас его чувствуют все. Это ли не повод задуматься?

С человеком так бывает почти всегда: старость наступает внезапно. Знакомые черты меняются, теряют очертания, и мы вдруг перестаем узнавать себя в зеркале. Мы перестаем узнавать себя и мир вокруг. Сложно спорить с тем, что мир в последние годы стал меняться особенно стремительно. И здесь дело не в возрасте автора этого текста и не в особенностях мироощущения человека, которому перевалило за пятьдесят. Нет, я хорошо вижу, что именно мир становится другим. Он похож на губку, которую опустили в грязную воду. Постепенно грязь проникает в каждую пору этой губки, пропитывая ее насквозь и мир меняется.

Мне есть с чем сравнивать. Такого обилия лжи, подлости, обмана, ненависти людей друг ко другу, лицемерия политиков в отношении собственного народа не было в прошлые десятилетия моей жизни. Каким-то внутренним чувством я вижу, что зло опутало своими сетями все вокруг.

Но я, однако, благодарен Богу и за это. Теперь, как никогда раньше, можно почувствовать каждой клеточкой своей души, что мир, в котором мы живем – не наш. Это не мой дом и не мои соседи. Люди, каждый из которых по своему хорош, стали жить сами по себе. Исчезла приветливость, искренность, доброжелательность, общность, целостность, открытость душ и сердец. Вместо них пришли окрыстность, зависть, жадность и подлость. Нас поместили в газовую камеру всеобщей ненависти друг к другу. Ну что ж, раз так, то за что нам цепляться в этом мире? Куда не глянь – все вчерашний день. Осталась только одна просьба к Богу – дожить и умереть только в Нем одном. Больше ничего не нужно…

Святые отцы учат тому, что у человека есть два пути ко спасению: или всеми силами бороться со своим внутренним злом, или же всецело устремиться ко Христу, предав Ему одному всю нашу жизнь.

«Всякое ныне житейское отложим попечение…» – слышим мы во время богослужения. Если б и в самом деле научиться следовать этой молитве, то преобразились бы наши души. Свою эгоистическую привязанность к другим мы ошибочно называем любовью. Но за этой «любовью» спрятался страх одиночества, боязнь быть оставленным, чувство собственности и наша патологическая зависимость друг от друга.

Мудрые старцы учат тому, что у человека есть два пути ко спасению: или всеми силами бороться со своим внутренним злом, или же всецело устремиться ко Христу, предав Ему одному всю нашу жизнь. Для первого пути нужен большой запас душевных сил, а для второго только одно – любящее сердце. И тот, и другой путь не прост. Борьба со злом требует полной самоотдачи, а устремленность к Богу постоянной молитвы.

Когда ум становится чистым от любых помыслов, то Бог Сам входит в нашу душу, без всяких с нашей стороны усилий. Нет необходимости ни в каких-то специальных молитвенных приемах, ни в особом духовном руководстве. Все, что от нас надо – это глубокое покаяние и смирение. А все остальное совершит Господь. Когда человек оставляет всякую привязанность к вещам и влечение к миру, он без труда находит путь к сердечной чистоте и через нее открывает в своей глубине дух, в котором живет Бог. Благодать, как заботливая мать, ведет душу ко спасению через смиренную Христову Любовь. Она приходит в нашу душу, наполняет сердце Божественной силой, а ум – безмолвием. Душа отстает от греха, приходит к святости, а человек соединяется просветленным духом со Христом, проникая в сокровенные чертоги Царства Небесного.

Но это достигается не просто так и не без великого труда. Еще никто не входил в Царство Божие за компанию, толпой. Туда приводит только выстраданный личный выбор и выращенный на почве собственного сердца крест. Только когда мы распнем себя на нем и, оставшись один на один с самим собой, начнем кричать: «Боже мой, Боже мой, зачем ты меня оставил», Он даст нам возможность услышать: «Истинно, истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мной в раю».

Самое печальное зрелище – монах, который потерял умное безмолвие, погрузив всего себя в суету ума и разного рода «душеспасительные» дела служения, запутавшись своей душой в собственных помыслах и запутывая в них других.

Мудрые и опытные в духовной жизни старцы учат – перестань суетиться, войди в свое сердце и обрети там Христа. Пребывай в мирности духа и обретешь благодать. Но если ты позволишь своим помыслам управлять тобой, то они обязательно приведут тебя в ад. Если ты начнешь искать Христа вне себя, ты ничего не найдешь, кроме мысленной суеты. Спасение – это и есть обретение Христа в сердцевине своего сердца. Обретши Его в себе, мы начинаем прямо и непосредственно постигать, что такое грех и добродетель. Но если мы будем искать Христа где-то там, далеко и высоко от нас, то вместо того, чтобы спасаться, начнем погружаться в бессмысленную суету, называя это служением Богу и людям.

Самое печальное зрелище – монах, который потерял умное безмолвие, погрузив всего себя в суету ума и разного рода «душеспасительные» дела служения, запутавшись своей душой в собственных помыслах и запутывая в них других. Православие настолько просто, что умникам и умницам его никогда не понять. Оно настолько мудро, что бестолковым не разобраться в нем, даже перечитав все книги по богословию.

Все, что Церковь может дать миру – это литургия, молитва и созерцание. Корень хранения Православия – святая Евхаристия, корень обретения спасения – непрестанная молитва, корень достижения обОжения – благоговейное созерцание. Тот, кто отдал Христу каждый удар своего сердца и всю силу души, переполняется неистощимой любовью. Все, что нам нужно – получить единство со Христом, потому что вне Его смерть и мрак. Спасение ни в Минеях и Типиконе, а в ежедневном очищении сердца, как это делали Святые Отцы, которым посвящены наши Минеи и чьи наставления легли в основу Типикона. Спокойный, радостный опыт богообщения праведников вырос из подлинного ясного опыта молитвы и созерцания.

Не в академических кабинетах живет Бог, а в чистых сердцах практиков молитвы и покаяния.

Сатана всегда старался отравить жизнь Церкви и ее служителей ядовитой, антиблагодатной энергией угождения духу мира. Но в Церкви всегда находилась соль святых, которая не давала этому яду разлагать Тело Христово. Этих праведников гнали, преследовали, поносили, но именно благодаря им каждому из нас еще открыты врата, ведущие ко спасению. Благодать, которую мы получаем в Церкви, передается как свеча от свечи, как огонь духа одного сердца к другому. Богословы пытаются передавать традицию Православия так, как один человек передает другому сухую ветку, которую хранили у себя годами. Тот, в свою очередь, передает ее третьему и т.д. Но из этих сухих веток никогда не вырастить прекрасный сад. Чтобы его вырастить, садовник должен передать другому садовнику здоровый и живой саженец. Только так возможно настоящее садоводство.

Пересказ цитат Святых Отцов – это традиция мертвой буквы. Не в академических кабинетах живет Бог, а в чистых сердцах практиков молитвы и покаяния. Как из нарисованного на холсте родника никогда не утолить жажду, так и цитатами Святых Отцов никогда не накормить благодатью голодающую душу. Заносчивость и всезнайство некоторых говорящих о Христе голов, знающих ответы на любые духовные вопросы, уверяет нас в том, что встреть они в своей жизни Христа, то обязательно распяли бы Его, чтобы Он не мешал им жить в мертвом мире помыслов и мечтаний, купаясь в безжизненном мире религии самообмана.

Христос пришел на землю не для того, чтобы дать нам знания о Себе, о мире и человеке, а для того, чтобы дать нам Самого Себя. Бог пришел в мир для того, чтобы даровать грешнику мир Царства Небесного, который «внутри нас есть». Но если мир видимый подчинит нас себе, то мы утратим возможность стяжать мир невидимый, а христианство навсегда потеряет дня нас свою суть и вкус. Любовь ко Христу прививается через покаянную молитву. Основа такой молитвы – постоянное внимание к себе и бдительность ума. Без единения со Христом через молитву и покаяние еще никто не смог победить грех и смерть.

Адам выпал из рая в мир суеты. Эта суета создает напряженность в наших умах и сердцах. Именно она не дает нам достичь мира Божьего. Опыт сотен поколений христианских подвижников говорит о том, что спасительная благодать достигается в молитве и закрепляется в созерцании. Молитва – это якорь для скачущего по поверхности жизни ума. А суета и нерадение – самые страшные хронические болезни духовного сердца. Жизнь трудна и сложна. Время, неся своим бурным потоком наши души к вечности, часто ударяет нас об валуны скорбей и жизненных трагедий. Но впадает эта река в тихое прозрачное озеро, на чистой глади которого отражается Солнце Правды.

*   *   *

Начало поста, Прощенное воскресение, воспоминание Адамова изгнания из рая – это еще один призыв к мужеству во время нашего земного странствия. Великий пост – как одна небольшая жизнь. В нем сжато все то, через что проходит человеческая судьба. В нем и радость, и скорбь, и боль, и наслаждение. В нем есть все, что мы встречаем в своей жизни.

Конец поста такой, как и конец нашей жизни – сначала крест, а потом, даст Бог, и воскресение. Важно помнить: не распятые не воскреснут. И да поможет нам Господь пройти этот пост и всю нашу жизнь достойно.

Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (97) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »