Выбрать страницу

Великий канон Андрея Критского. День третий: такое призрачное «завтра»

Великий канон Андрея Критского. День третий: такое призрачное «завтра»

Для того, чтобы двинуться дальше, предлагаю наконец осознать, что Великий пост начался. А с ним пришло время для выполнения того, что мы долго откладывали.

Нам чрезвычайно важно наконец понять, что Великий пост начался. Всем нам, тем, кто, чтобы начать по-настоящему духовно жить, работать над собой, читать утренние и вечерние, молитвы искоренять страсти, бросить курить, перестать переедать, сквернословить или лгать, в общем делать всё то, что нужно, но не делается сейчас, ждёт какого-то момента в будущем: Великого поста, Пасхи, Нового года или начала посевной кампании. Мы в большинстве своем относимся к той категории людей, для которых факт начала Четыредесятницы имеет важное значение. Имеет потому, что в течение определённого, возможно продолжительного, времени именно грядущий Великий пост был тем моментом, за которым в нас должно было умереть всё греховное и начаться подлинно духовная жизнь.

Возможно, с наступлением поста, у каждого из нас, любителей откладывать на потом, уже в уме возникла новая дата, с которой опять-таки в нас прекратится всё плохое и начнётся исключительно хорошее. Мы так привыкли. До сих пор так происходило всегда, с чего сейчас должно быть по-другому? С того, хотя бы, что если и дальше продолжать в том же духе, то наши мечты и грёзы о духовной жизни, действенном покаянии и жизни по Евангелию, не осуществятся никогда.

Не стоит думать, что наша участь в вечности решится Богом после нашей смерти. Она решается нами и сейчас.

Вот теперь самое время обратиться к очевидности. Не стоит думать, что наша участь в вечности решится Богом после нашей смерти. Она решается нами и сейчас. Это только в планах, лирике и философии существуют прошлое, настоящее и будущее. По сути же, наша жизнь – не более чем сегодняшний день. Нам, ведь, никто не обещал не то, чтобы завтрашний день, а даже следующий час или минуту. Прошлое существует лишь в нашей памяти, будущего и вовсе ещё нет. Мы живы только сегодня. И наша участь в вечности определяется нами сегодня, в зависимости от выбора, который мы делаем в данный момент.

Другими словами – вечность начинается сейчас. Но мы выбираем пока еще не существующее «завтра». Пусть его ещё нет. Пусть его и не будет никогда: наступив, оно придёт к нам как всё то же настоящее. Реальное, а не иллюзорное «завтра», это всегда «сегодня». И вот от этого «сегодня» пора перестать убегать.

Мы не начнём духовную жизнь на Пасху, если не начали её сейчас. Мы не сможем деятельно покаяться в грядущую субботу, если мы уже этого не делаем. Мы не примемся читать ежедневные молитвы завтра с утра, если не встанем к иконам сегодня вечером. И потому всем, кто что-либо откладывал до Великого поста так важно знать, что он наступил. Что уже пора. Что дальше откладывать некуда. Следует только одержать победу над одним врагом, имя которому нерешительность.

Всем, кто что-либо откладывал до Великого поста, очень важно знать, что он наступил. Уже пора. Дальше откладывать некуда. Следует только одержать победу над одним врагом, имя которому нерешительность.

В сегодняшней части покаянного канона есть интересная параллель: покаяние сравнивается с исходом Авраама из земли Харран в Землю обетованную. Как известно, Авраам оставил насиженное место и пошёл навстречу неизвестности, исполняя повеление Божие. Что ждало Авраама на пути? Многочисленные и разнообразные риски: риск смерти от голода и жажды, риск потерять всех рабов, лишиться близких и умереть самому от болезней, связанных с долгой дорогой, от встречи с дикими зверями, от столкновения с разбойниками или чьей-либо армией. Риск остаться без стад, имущества и минимального достатка по тем же причинам. А взамен – всего лишь обещание.

Фактически, Бог сказал: «Авраам, пойди и умри». И Авраам пошёл. Не усомнившись, не колеблясь, без страха и малодушия. Авраам проявил решительность. В дальнейшем, мы можем видеть в Писании неоднократные указание на важность решительности и непростительность малодушия.

Моисей – пророк Божий, вождь еврейского народа, освободитель и законодатель. Смалодушествовав однажды, он лишился возможности вступить в пределы Земли обетованной. Этой чести удостоился Иисус Навин (один из двоих, вышедших из Египта и дошедших до Земли обетованной), не обладавший и частью дарований Моисея, однако нужный момент проявивший решительность.

Фактически, Бог сказал: «Авраам, пойди и умри». И Авраам пошёл.

Решительность – одна из многочисленных тем, присутствующих в каждой части покаянного канона. И сегодня на ней также сделан акцент. Что неудивительно, ведь наша привычка топтаться на одном месте, постоянно откладывая христианскую жизнь на потом и бесконечно ожидая следующего поста, праздника или исповеди, действует на душу самым пагубным образом, приучая жить вроде бы и в церковной ограде, но, вместе с тем, как-то уж совсем не со Христом. Время проходит, человек стоит на месте. С готовностью он думает о духовной жизни, говорит о ней, но работу над собственной душой никак не начнёт.

Эта постоянная жизнь «завтра» – одна из основных проблем церковного люда. Однако жизнь проходит здесь сегодня и сейчас. И если у нас нет желание пропустить жизнь, дать ей пройти мимо, то не ждите. Берите её в свои руки решайтесь на подлинное покаяние, на настоящую жизнь по Евангелию. Сегодня решайтесь. Здесь и сейчас. Ведь Великий пост начался. Для нас с Вами начался. Однако, чтобы все возложенные на пост надежды оправдались, мы должны помнить: вечность начинается прямо сейчас. И от того, что мы выберем: решительность, веру и действие или сомнения, страх и малодушие, напрямую зависит наше вечная участь.

Начинать сначала всегда легко, поэтому будем решительны и оставим сомнения, колебания и лень далеко на потом.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (85) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »