Выбрать страницу

Пост как время радости

Пост как время радости

Для большинства православных христиан пост – это, прежде всего, строгое ограничение в еде. Это смирение плоти ради укрепления в вере, ради стяжания Святого Духа, в чем, по словам Серафима Саровского, и состоит цель земной жизни человека. Но ведь пост – это не только про мясо… Пост – благоприятное время для внутреннего делания, но оно должно сопровождаться и внешними делами – делами любви и милосердия. Каждый новый пост – это возможность измениться сейчас, а не потом или в старости.

Мы должны подготовить себя к Великому посту не только телесно, отказываясь от скоромной пищи. Мы должны встретить пост с чистыми мыслями, чистым умом. Ветхозаветное Писание дает нам такое правило: если ты хочешь принести жертву Богу, то прежде иди и примирись с обидевшим тебя. Мы должны, прежде всего, научиться исполнять главную заповедь – любви к Богу и к ближнему. Если мы стараемся покрывать грехи прощением, то в нас не будет злопамятства, не будет зависти, не будет других пороков. Любовь удаляет человека от греховной скверны.

Любовь бывает со-радующаяся и со-страдающая. Мы можем откликаться на чужую боль, но сорадоваться у нас, по словам Иоанна Златоуста, получается тяжело. В сердце нашем, увы, есть место любодеянию и гордости. И чтобы научиться любить и радоваться, мы должны дать Богу обет учиться радоваться за других. Это прекрасно, когда наша любовь простирается абсолютно на всех людей. Наша любовь должна распространяться и на тех, кому нужна наша помощь, и на тех, у кого все благополучно.

Тяжело прощать обиды. Тяжело прощать обиды, нанесенные родными. Тяжело прощать обиды, нанесенные нашими недругами. Но этот путь ведет нас в Царствие Небесное, уготованное нам нашим Отцом. И в молитве «Отче наш» есть такие слова: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…» И все возможно с Божией помощью.

Пост не должен вводить нас в уныние и печаль. Пост – это время радости. Усмирение своей плоти – это и есть подвиг, который ведет нас к Господу. И мы должны научиться поститься своим умом. Любовь, радость и сострадание должны войти в наше сердце. Будем молиться Богу, чтобы Господь даровал духовные силы понести этот пост.

Всё, что нам Господь посылает: и радости, и печали, – дается нам для спасения. Крест дается нам для спасения нашей души.

Отцы Церкви не устают повторять, что пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Истинный пост в первую очередь связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, с искоренением злых дел, с прощением обид. Иначе он превращается в простую диету.

Нет сил не вкушать какой-то любимый скоромный продукт, исключите просмотр телевизора либо сведите до минимума. По немощи своей человек должен с духовником определять меру своего поста. И не стоит заставлять поститься тех, кто пока не пришел к вере. Если супруга верующая, то не нужно лишать мясных блюд невоцерковленного мужа, иначе это только вызовет дополнительные непонимания в семье.

Церковь говорит, что каждый должен взять свою меру поста. Для кого-то возможно соблюдать все требования, а кто-то по состоянию здоровья не может обходиться без молочных продуктов, например. Если есть у христианина духовник, то лучше эти вопросы обсуждать с ним. Мы смотрим, какова вера у человека. И если приступить сразу очень строго к посту, то могут начаться такие искушения, что человек не справится и еще хуже получится. Важно, чтобы во всем была мера и хватило бы сил. Новоначальному нужно быть очень аккуратным в таких моментах. Если у человека проблемы со здоровьем или работа тяжелая, то можно просить послабления. Без сил человек озлобляется. Любой подвиг должен приносить радость. Нельзя христианину ходить с «кислым» лицом, мечтая об окончании поста.

Любой подвиг должен приносить радость. Нельзя христианину ходить с «кислым» лицом, мечтая об окончании поста

Очень часто можно услышать такое правило поста: «Ешьте всё! Не ешьте друг друга». И если вы откажетесь от осуждения, то в этом будет крыться путь к спасению. В этом-то и есть суть. Вспомните, что Господь обличал фарисеев, которые жили по закону, по заповедям Моисея, ходили в храм, молились, отдавали десятину. Но Господь называл их лицемерами, внутри они были пустыми. Они не умели любить. А главная заповедь – это научиться любить. Пост для того и нужен, чтобы учиться любить. И пост, если только соблюдать предписанные правила питания, превратится в диету, а мы уподобимся фарисеям.

Христианин всегда должен жить в ограничениях, а пост должен помогать человеку исправлять свою жизнь. Мы ведь и так живем неправильно, творя свою волю, а не Божию. И нам нужно учиться выстраивать свою жизнь, чтобы приносить пользу. Положено читать по главе Евангелия каждый день, читать Псалтырь и святых отцов, исполнять утреннее и вечернее правила. А если человек вместо этого сидит в соцсетях, то это неправильно. Если есть страсть к чему-либо, это уже греховное состояние. Телевизор, компьютерные игры… Пост – это время борьбы со своими страстями. И если работа человека связана с интернетом, соцсетями, это одно, а если там впустую тратится время, это грех.

Выбирая литературу, отдайте предпочтение не детективам-однодневкам, а серьезному чтению. Не можете пока осилить труды Игнатия (Брянчанинова) или Феофана Затворника, возьмите современных авторов, например Паисия Святогорца.

Любой пост способствует тому, чтобы научиться управлять своей волей. Это задача служебная, она не является самоцелью. Мы должны учиться подчинять свою природу, свою личность. Если мы этого не научимся делать, то посредством страстей наша личность будет порабощена грехом. Как сказано: «Делающий грех становится рабом греха» (ср.: Ин. 8: 34).

Пост нам дается и для того, чтобы мы в очередной раз задумались о нашей духовной жизни. Мы должны научиться воздерживаться от праздных мыслей, праздных занятий. Много в мире соблазнов. А живем мы для того, чтобы войти в радость познания и общения с Богом, чтобы войти в вечность. Пища в том числе вводит нас в состояние праздности. Но повторюсь: важно отличать пост от диеты. В той же Индии люди в большинстве своем не вкушают пищу животного происхождения, но это же не значит, что они постятся. Пост – это борьба с нашей плотью, самая сложная для человека. И хорошо бы это время употребить для умерения наших желаний.

Во время поста мы отказываемся не только от пищи, мы должны стараться провести это время с пользой для души. Прибавить в молитве, стараться побольше делать добрых дел. Потрудиться, найти в себе талант, способствующий нашему духовному возрастанию. С грехами очень тяжело бороться, но грех можно победить добродетелью. Если мы гордые, значит, нужно научиться смиряться, побольше молчать, читать молитву – это и есть пост, способствующий нашему духовному росту.

Время поста – время размышлений над своими ошибками. Поругались с человеком – нужно помириться, усиленно за обиженного нами молиться. Сами не можем простить обиду – просить помощи Господа в этом. Во время поста нужно совместить: и пищу ограничить, и добрые дела делать. Помните же, что сказано в Библии: вера без дел мертва.

Протоиерей Димитрий Максимов
Источник: Сретенский монастырь

Просмотрено (92) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »