Выбрать страницу

Средство для победы над грехом

Средство для победы над грехом

Идет Великий пост. Православные христиане готовятся к исповеди и причащению Святых Христовых Тайн. Приступая к исповеди, человек должен покаяться в своих грехах.

Но что такое грех? Грех — это нарушение Божественного закона. Неоднократно совершенный грех переходит в греховный навык, а затем в страсть. Страсть — скверное движение души. У страстного человека грех есть реализация страсти в мыслях, словах и на деле. Его можно сравнить с симптомом тяжелого духовного заболевания, искажающего истинную природу человека. Однако даже самые тяжелые духовные недуги врачуются при желании христианина, постоянстве его намерений и вере в милость Божию.

Страсть искажает естественные потребности человека в отдыхе, питании, общении и др., побуждая человека без конца искать порочного удовольствия.

Грех является следствием неумеренности и выбора человека в пользу нечистого услаждения. Святой Максим Исповедник говорит: «Не пища — зло, но чревоугодие, не деторождение, но блуд, не деньги, но сребролюбие». То есть в природе нет зла, кроме злоупотребления, которое возникает, когда ум не контролирует желания.

Прегрешения в зависимости от вида и степени ответственности за них подразделяются на грехи ума, чувств и воли. Самыми тяжелыми являются грехи ума. К ним относятся отречение от Христа, идолопоклонство, богохульство, ересь. Кто осознанно совершил такой вид греха, того святитель Григорий Нисский призывает каяться в этом поступке в течение всей жизни. К грехам чувств, которые еще называют вожделениями, святые отцы относят сребролюбие, славолюбие, сластолюбие. Грехами воли являются зависть, злоречие, вражда, ненависть и прочие прегрешения, включая убийство.

Есть группы неочевидных грехов, о которых человек не задумывается, а они тоже губительны для души. Думаю, многие люди, читающие утренние и вечерние молитвы, встречали прошения об оставлении ведомых и неведомых прегрешений. Что это такое? Ведомые грехи — те, которые человек совершает, осознавая, что преступает Божию заповедь. Грехи неведения — совершенные христианином по незнанию, что его поступки, слова или мысли греховны. Корень этого — беспечность и нерадение в изучении закона Господня. Грехи неведения также удаляют от Бога, так как в них скрыта человеческая воля. Разве нельзя сегодня взять Евангелие и прочитать? Можно. Но мы не хотим знать воли Божией (хотим жить по своей воле), а поэтому не читаем Евангелие и не знаем заповедей.

Для православных мирян, а тем более духовных лиц, незнание заповедей не является оправданием прегрешений, напротив, оно их усугубляет. Человек молится, кается в неведомых грехах, но что он предпринимает, чтобы исправить ситуацию?

В наши дни книги Священного Писания, святоотеческие труды, «Закон Божий» или другая православная литература общедоступны. Есть возможность читать Евангелие, хотя бы по небольшому отрывку, изучать основы православной веры, обращаться с вопросами к духовнику или приходскому священнику. Особенно к этому располагает время поста. Так, шаг за шагом, можно бороться с нерадением и, следовательно, грехами, которые являются его следствием.

У ряда аскетов встречается понятие «грехи чужие», в которых человек должен каяться. Что это за грехи? В писаниях у них находим ответ. Если человек подтолкнул ближнего к нарушению заповеди, то отвечать за это, несомненно, придется и ему. Например, мужчина завел разговор с приятелем о том, какие вокруг него плохие люди: начальники, соседи, родственники — и пробудил в знакомом гнев и осуждение. Особая вина за эти грехи падает и на согрешившего, и на человека, начавшего ненужную беседу. Если родители не заботятся о воспитании детей в вере и благочестии, они за это дадут ответ перед Богом. Если родственники маленького ребенка «разговаривают» матом и этим обучают его сквернословию, немалая ответственность за этот грех падает на них.

Большинство грехов человек совершает по своей воле (вольные грехи). Однако бывают обстоятельства, когда он согрешает невольно. Например, человек служит в армии и не может соблюдать пост, вычитывать полное молитвенное правило. Такие грехи не вменяются, но о них следует сказать на исповеди духовнику.

Человеку кажется, что после совершения греха нет никаких последствий. Однако, по словам святителя Феофана Затворника, прегрешение оставляет глубокие следы в человеке и на всем, что его окружает. Главное, в момент совершения греха человек вносится на Небе в список осужденных. «Божественная благодать не низойдет в него… пока там не получит он разрешения», — говорит святитель Феофан. Он обращает внимание верующих на то, что Богу было угодно в таинстве Покаяния связать освобождение от грехов на Небе и разрешение грехов на земле. Чтобы вновь открыть в себе вход благодати Святого Духа, человек призван исповедоваться, тогда он получит «от Бога объявление о прощении».

Первый шаг к очищению от греха — признание своего недуга, покаяние в нем, обращение к Врачу душ и телес Господу Иисусу Христу за помощью (ср. Мф. 9:12—13; молитва, читаемая во время соборования). После этого необходимо скорее начать лечение, пока болезнь не развилась.

Преподобный Паисий Святогорец говорит, что борьба с греховными пристрастиями, как и лечение тяжелых заболеваний — процесс, требующий терпения. Святой приводит в пример человека, которому делают хирургическую операцию. Он испытывает боль, когда заживают раны, но, несмотря ни на что, все переносит, желая выздороветь. Такая же решимость исправиться и такая же воля должны быть у христианина, ведущего борьбу с грехом.

А что делать, если страсть уже укоренилась в человеке или грех относится к разряду смертных — особо лишающих сердечной чистоты, благодати и приводящих к смерти духовной? К ним святые отцы относят страсть к чрезмерному, вкусному питанию и питью; ненасытное увеличение материальных благ, блуд, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Что же делать тогда?

На вопрос ответил святитель Димитрий Ростовский. Он сказал, что такому человеку, подобно слепцу из Евангелия (см. Мк. 10:46—52), следует сесть «на пути православной… веры» и от всего сердца неотступно просить у Спасителя: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня». Если в этом деле будут мешать плотские похоти, то нужно еще сильнее и усерднее взывать: «Сын Давидов! Помилуй меня». Увидев это, Милосердный Господь остановится, повелит привести человека к Себе через истинное покаяние. Иисус Христос откроет очи слепца «одним словом разрешения, даваемого отцом духовным».

Главное лекарство от страстей и средство пресечения губительного действия греха — это покаяние. Великий пост является благоприятным временем, чтобы проанализировать собственную жизнь, принести Богу покаяние и с помощью благодати Божией совершать духовный подвиг.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Фрагмент картины Василия Поленова «Христос и грешница», 1887

Просмотрено (216) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы