Выбрать страницу

Севастийские мученики: три особенности из жития, на которые стоит обратить внимание

Севастийские мученики: три особенности из жития, на которые стоит обратить внимание

22 марта Православная Церковь празднует день памяти сорока Севастийских мучеников.

Их знаменитый на всю Вселенную земляк-каппадокиец святитель Василий Великий в одной из своих бесед написал о них следующее: «Любителю мучеников наскучит ли когда творить память мучеников? Честь, воздаваемая доблестным из наших сослужебников, есть доказательство нашего благорасположения к общему Владыке. Ибо несомненно, что восхваляющий мужей превосходных не преминет и сам подражать им в сходных обстоятельствах. Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград» (Беседа 19. На день святых четыредесяти мучеников).

Прикоснемся же и мы к их подвигу, чтобы назидаться их примером и стать сопричастником Божественных славы и благодати, проводниками которых были эти мужественные и святые люди.

Подвиг их общеизвестен. Самое масштабное гонение на христиан в истории Римской империи. 313 год. Воинов-христиан из Каппадокии заставляют предать Господа нашего Иисуса Христа и стать язычниками. Они не соглашаются. Тогда их пытаются склонить в сторону отречения от веры с помощью мучений. В то время была зима. Стоял сильный мороз. Особенно по ночам. Их раздели и поставили на лед Севастийского озера (полуостров Малая Азия). На берегу растопили баню. В первом часу ночи один из воинов не выдержал и побежал в баню, но на ее пороге упал замертво.

Чуть позже Господь явил чудо. Еще ранее Он возглашал мученикам в темнице: «Претерпевший до конца, тот спасен будет… Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Во время мучений в озере уже в третьем часу ночи вдруг стало светло, и лед растаял. Кроме одного, все стражники спали. А этот увидел над головами мучеников сияющие венцы. Он их насчитал тридцать девять, тогда стражник понял, что тот, кто выбежал в баню и умер, лишился венца. Он разбудил остальных воинов и сказал им: «И я – христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Наутро стражники с удивлением увидели, что мученики Христовы живы и славословят Бога. Тогда их казнили мучительной казнью, перебив им голени.

Таким образом они сподобились венцов и Царствия Небесного. Примечательно, что в церковной истории сохранились имена всех сорока мучеников, которые перечислены в святцах.

И вот на какие три вещи хочется обратить внимание.

1. Это единодушие и братолюбие, в котором пребывали Севастийские мученики. Об этом святитель Василий Великий пишет так: «А нам предстоит подивиться не одному, и не двум только, даже не десятью ограничивается число ублажаемых, – но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы».

2. Воин, предавший Христа, захотел продолжить свою земную жизнь и согреться, но вместо этого умер. Отсюда можно сделать вывод, что предательство Бога и вообще любой грех – это дорога в ад. И как бы мы себя ни оправдывали, как бы мы ни обманывались, это так и только так. Как писал святитель Василий Великий: «Конец соблюдения заповеди Божией – вечная жизнь. Конец нарушения заповеди Божией – вечная смерть». Дважды два всегда четыре. А выбирать нам.

На утрени, посвященной Севастийским мученикам, возглашается прекрасный прокимен, «Прокимен мучеников», глас 4-й: «Проидо́хом сквозе́ огнь и во́ду, и изве́л ны еси в поко́й»; стих: «Разже́гл ны еси, я́коже разжиза́ется сребро́».

Не нужно обольщаться. Без прохождения своих собственных личных «огня и воды» невозможно попасть в покой. И Господь разжижает, расплавляет нас, как серебро, чтобы соделать нас годными для Царствия Небесного. Священномученик Игнатий Богоносец пишет о Святой Четыредесятнице, что она время подражания жительству Христову. А святитель Епифаний Кипрский говорит нам: «Мы постимся не для того, чтобы оказать какое-либо благодеяние пострадавшему за нас Господу, но для того, чтобы усвоить (исповедать) для спасения своего страдание Господне, которое Он благоизволил претерпеть за нас. Таким образом, пост наш будет для Бога благоприятен». Т. е. пост – это подражание Христу. Жизнь православного христианина – подражание Спасителю. Пост же – очищенное от житейской суеты, концентрированное, если хотите, подражание, без которого не бывает спасения. А Христос, как Сын Человеческий, – Первый Мученик. И без Голгофы не бывает Воскресения. И страдание, скорби в жизни не обойдешь, они нужны и полезны, потому что являются пламенем, в котором очищается и закаляется душа человеческая. И Великий пост – такое пламя.

3. Никогда никого не суди. Один был христианином, претерпевал мучения, стоял-стоял, да недотерпел. Умер на пороге бани. Другой, вполне может быть, и не был христианином, а язычником, но вдруг увидел венец – СВОЙ венец и побежал добывать его. И за несколько часов своей последующей жизни перед смертью стал святым мучеником и сподобился Царствия Небесного. Поэтому никого никогда не суди. Потому что ты можешь упасть в пропасть, а осуждаемый тобой будет взят в рай. Мало того, осуждение – один из самых коротких путей в ад. И, наоборот, прощение грехов и обид (долгов) другим людям – это один из самых коротких путей в Царствие Небесное. Об этом нам сказал Сам Господь наш Иисус Христос в молитве «Отче наш».

День памяти святых Севастийских мучеников празднуется практически всегда в Великий пост. И в Святую Четыредесятницу им отведено особое место: полиелейная служба. В день памяти положена Литургия. Даже если память попадает на будний день, то все равно служится Литургия Преждеосвященных Даров. Церковь специально акцентирует внимание на Севастийских мучениках. Мне кажется, потому это, что в их подвиге есть некий символ Великого поста, где в терпении, смирении, братолюбии, верности Христу всеми нами добываются сияющие венцы. И не только к Севастийским мученикам, но и к нам обращен глас Божий: «Претерпевший до конца, тот спасен будет… Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (132) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы