Церковь держится не на праведности своих служителей, а на Божией благодати
Духовник может быть праведным человеком, но если мы приходим к нему с неверием, то не получим от него никакой духовной пользы. И наоборот, духовник может быть грешным человеком, но если подойдешь к нему с верой, то получишь ответ от Святого Духа.
Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители,
через которых вы уверовали, и
притом поскольку каждому дал Господь.
(1 Кор. 3: 5)
Кто мы? Мы слуги, помощники Бога и делаем Божие дело: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3: 6).
Божие дело совершаем не мы, люди, а Он. Мы люди простые, слабые, ничтожные, и нам дано конкретное служение: Господь поставил нас служить в Церкви – исповедовать людей, преподавать слово Божие, совершать Святые Таинства. Это означает, что мы только смиренные служители Церкви, а Бог все делает – мы должны это знать и не противится этому. Потому что наше противление – это духовное младенчество.
Мы только смиренные служители Церкви, а все делает Бог
Церковь – это не человеческий институт, где все зависит от качественной работы ее служителей. Один преуспевший владелец магазина решил передать бизнес своим детям и стал учить их некоторым тонкостям. Например, чтобы в магазин всегда приходили клиенты, он наставлял:
– Когда придет кто-нибудь, угостите его. Предложите ему: «Не хотите ли стакан лимонада?» Угостите его лукумом[1], ракией[2], вином, сделайте ему подарок!
Но его дети реагировали на слова отца так:
– Если клиент захочет что-то купить в нашем магазине, то он купит и без каких-либо угощений. А если хочет пить вино, то пусть пойдет в таверну, что напротив магазина.
Так они рассуждали. И через полгода магазин опустел, никто не заходил в него. Отец вновь взял дело в свои руки и опять стал привлекать людей ракией и вином, угощал их лукумом, и клиенты вернулись. Если бы Церковь была человеческим институтом, то хорошо было бы пойти туда, где есть внимательные служители, но Церковь держится не на праведности своих служителей, а на Божией благодати. Два священника в разных храмах служат Божественную Литургию, но обе Литургии имеют одну и ту же силу, независимо от того, праведный или грешный священник отслужил ее.
Бог действует в церковной жизни, и мы должны чувствовать себя чадами Христовой Церкви, а не тех людей, без которых, конечно, нам не обойтись: наших духовных отцов, наставников, духовников, от которых мы получаем духовную пользу и которые укрепляют нас.
Вера имеет значение. Если придешь с верой, то получишь ответ от Святого Духа
Иногда и вера, с которой подходим к человеку, имеет значение. Духовник может быть праведным человеком, но если мы приходим к нему с неверием, то не получим от него никакой духовной пользы. И наоборот, духовник может быть грешным человеком, но если подойдешь к нему с верой, то получишь ответ от Святого Духа.
Я вам расскажу одну историю, которая произошла на Афоне.
К старцу Паисию приходило много людей. Мы тогда какое-то время жили в монастыре Кутлумуш. Были поставлены указатели с надписью: «К келье старца Паисия», и тропинка приводила тебя к нему. Но паломники часто сбивались с пути, приходили к кельям других монахов, стучали в дверь и спрашивали:
– Здесь живет старец Паисий?
– Нет.
– А где?
– Ниже по тропинке его келья.
Заходит монах в свою келью, хочет отдохнуть, заняться своими духовными делами, помолиться, а тут очередной паломник стучится в его дверь и спрашивает:
– Это келья старца Паисия?
– Нет, это не его келья.
– А как можно ее найти?
– Идите по этой тропинке, и она приведет вас к старцу.
И когда пришли очередные паломники, отец Никон сказал: «Я старец Паисий!»
Так происходило по сто раз в день. Многие монахи негодовали. Здесь жил и диакон Никон, уже очень пожилой – думаю, ему было лет 80, – ростом намного выше меня… Веселый был человек, замечательный. Его келья была первой, в которую стучались заплутавшие паломники: она находилась как раз посередине пути к старцу Паисию. В какой-то момент и он возмутился. И когда пришли очередные паломники, он сказал:
– Здесь его келья, дети мои. Я старец Паисий!
Ну, они и поверили ему.
– Благословите, геронда!
Паломники разместились вокруг него, диакон Никон сел в середину и начал пророчествовать, открывать помыслы, рассказывать разные духовные истории. Они обрадовались, воодушевились. Он угостил их, подарил им разные вещицы, шутил с ними. Он любил пошутить.
Потом люди вернулись в монастырь. Вернулись раньше обычного. Я спросил их:
– Ну как, были у старца Паисия?
– О, батюшка, мы сразу нашли его келью!
– Прекрасно! Но путь к старцу отнимает полчаса туда и полчаса обратно.
– А сколько времени мы отсутствовали?
– Тридцать минут.
– Но мы ходили к старцу Паисию!
Господи, помилуй!
– Хорошо, а вы разговаривали с ним?
– Да, разговаривали! О! Все, о чем мы хотели узнать, мы узнали! Он рассказал нам о жизни каждого из нас! Какой он мудрый! Бесценный человек!
И тут ребенок, который был с ними, проговорил:
– Только он слишком толстый.
– Толстый?! Старец Паисий толстый? – удивился я. – Он худой как щепка!
– Батюшка, он очень толстый! Слишком толстый. Его живот начинается прямо от шеи, – сказал ребенок.
«Хм, здесь что-то не так», – сказал я себе.
– Хорошо, идите отдыхать, а завтра мы еще поговорим.
И я отправил их к архондаричному, а сам пулей помчался к диакону Никону.
– Отец Никон!
– Да, слушаю тебя.
– К тебе приходила группа молодых людей, человек двадцать примерно?
– Да, приходила.
– И что произошло?
– Один парень из этой группы спросил меня: «Где живет старец Паисий? Как нам его найти?» И я ответил ему: «Я Паисий. Спрашивайте меня, о чем хотите узнать». Сел и стал пророчествовать, открывать помыслы. Рассказал обо всем, что их интересовало.
– Ну, благословенный ты человек, что ты наделал!
Я вышел из кельи диакона Никона и отправился к старцу Паисию.
– Если бы ты знал, что сегодня случилось!
И рассказал ему обо всем. Старец Паисий залился смехом.
– Ну, чадо мое, какой хороший человек наш диакон Никон! Он избавил меня от головной боли, какую я, наверное, имел бы с этими молодыми людьми!
Отец Никон был вдохновлен Богом и действительно сказал пришедшим важные духовные откровения
Ведь старик действительно говорил с ними о Боге, потому что они имели веру. Старец Никон был вдохновлен и действительно рассказал им важные духовные вещи, не будучи пророком. Он еще в детстве пришел на Афон, был смиренным, очень хорошим, прекрасным человеком. А еще он был тучным. Да, мы тучные люди, не худые. Не смотрите на святых, которые были худыми: они были худыми, но они были святыми!
Один психиатр мне это объяснил, и я успокоился. Он спросил меня:
– Батюшка, знаешь, почему многие священники тучные?
Я ответил ему:
– Наверное, потому что мы мало двигаемся.
– Нет, батюшка! Это потому, что вы – спокойные люди. Спокойный человек не злится и не нервничает – и толстеет. А мы целыми днями нервничаем, злимся… Как же нам прибавлять в весе?!
Я сказал ему:
– Ты прав. Слава Богу, мы нервничаем один раз в два-три месяца!
Вот так. Вот и сегодня мы посмеялись, и позавчера, когда одна женщина позвонила по телефону из Афин и сказала мне:
– Батюшка, я слушаю ваши беседы, они такие хорошие. Вы не представляете, как я смеюсь, когда слушаю их!
Я ответил ей:
– Вы правы!
Они годятся для того, чтобы только посмеяться. И больше ничего не стоят[3].
Митрополит Лимасольский Афанасий
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Источник: Православен свят
Афон. Фото Трейвиса Дава
[1] Лукум (тур. lokum) – восточная сладость типа мягких конфет (рахат-лукум, сбивной лукум) или мучное изделие (шакер-лукум). Рахат-лукум – одна из самых известных восточных сладостей. – Здесь и далее прим. перев.
[2] Ракия – балканский крепкий алкогольный напиток (бренди), получаемый дистилляцией ферментированных фруктов
[3] Из книги «Слова за живот», изданной храмом свв. Кирилла и Мефодия г. Ловеч (Болгария)
Просмотрено (167) раз