Почему во второе воскресенье Великого поста Церковь вспоминает святителя Григория Паламу?
Действительно, во второе воскресенье Великого поста мы празднуем день памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Почему?
Вспомним одну из главных целей поста, которую обозначил Сам Господь наш Иисус Христос: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Это, конечно, сказано Спасителем о бесах. Т. е. бесы, страсти и грехи отходят от человека и из человека только молитвою и постом.
Поэтому Церковь после трудной первой седмицы Святой Четыредесятницы дает человеку надежду на Светлое Христово Воскресение праздником Торжества Православия, который и есть словно бы экстраполяцией Пасхи в конкретно историческом смысле. Христос победил смерть. Его Церковь победила, побеждает и победит ересь и всякое зло в мире, ведя верных ко спасению.
Со второй седмицы святые отцы, водительствуемые Святым Духом, начинают вводить нас в чудный и спасительный мир православной аскетики. И так как бесы от нас изгоняются молитвою и постом, а мы уже постимся, то Церковь учит нас молиться. Через труды и воспоминание о святителе Григории Паламе – великом учителе молитвы, который обобщил путь умного делания Иисусовой молитвы афонитов, перенявших его у египетских и палестинских подвижников, и написал немало трудов на эту тему в полемике со своим оппонентом Варлаамом.
Посредством святителя Григория Церковь призывает нас к молитве и к чтению трудов святых отцов о правильной трезвенной молитве.
Также вышеупомянутый удивительный святой с Божьей помощью открыл нам догмат о том, что Бог непознаваем в сущности Своей, но познаваем в Божественных энергиях, которые пронизывают, наполняют и оживотворяют мир. Эти энергии также называются Фаворским нетварным светом, так как его видели апостолы на горе Фавор во время Преображения Господня: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1, 2).
Тем самым святитель Григорий Палама призывал познавать Бога, Который всегда откроется ищущей Его душе. Лишь только бы она была способна вместить благодать Божью. Потому что спасение человека Богом – это всегда Завет, союз Бога и человека. Синергия (с греческого «соучастие, содействие»). Синергия-соединение воли Божией, направленной сверху вниз на человека и мир, и воли человека, устремленной снизу вверх – к Богу.
Преподобный Серафим Саровский в беседах с Мотовиловым говорил, что главная цель жизни православного христианина – стяжание Святого Духа. А в творениях преподобного Силуана Афонского, подвижника уже Нового времени, очень много говорится о Святом Духе. Говорится примерно то же, что и у преподобного Серафима. И у святителя Григория Паламы. И у других святых отцов. Здесь голоса их звучат в унисон. Потому что в этом конечная цель православного делания: стяжание Духа Святого.
По мере возрастания, по мере усилий, которые употребляет человек, Господь открывает чудесные и благодатные Свои Дары, получив которые человек уже не захочет ничего иного. И никогда не променяет их ни на что другое.
Поэтому и затворы, и уходы в пустыню на период сорокадневного поста, и подвиги на столпах и в расселинах каменных да пропастех земных. Всё для этого! Чтобы мир не гудел и не грохотал на ухо. Чтобы мир не мешал, чтобы ухо, глаз, сердце были освобождены от суеты. И ничего не мешало в этой пронзительно светлой, хрустально-ясной тишине-исихии узреть Бога. И уже в этом священном безмолвии стать проводником Божественной благодати для мира.
Потрудимся же, братия и сестры, и мы. Потрудимся вслед за подвижниками Божиими прошлого и мы восхитить благодатные дары Духа Святого. Они уже разлиты в воздухе. Они уже висят на небесной лозе Церкви словно благоухающие кисти духовного винограда. Протянем же к ним свои руки, направим свои стопы к Богу.
Всевышний в тишине, в мире душевном по мере духовного возрастания откроет нам дивиса и чудеса, как говорится в одном каноне на утрене, о которых ни слух не слышал, ни око не видело, что приготовил Бог любящим Его.
Стоит только начать этот путь сквозь Великий пост… И пустыня оживет! Пустыня зацветет райскими цветами.
Ненасытимая насытимость. Сладкая мука богопознания, которую не выразить словами, но которую так боишься потерять, как мать боится потерять своего первенца.
И эти блаженные дары Святого Духа нельзя воображать, представлять, о них нельзя фантазировать. Их нужно добывать.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). Употребим же силу и восхитим с Божьей помощью Царство Небесное. В сущности, человеку более не нужно ничего. Это конечная цель человеческого существования. И эта цель бесконечная и прекрасная, открывающая бесконечный и прекрасный путь, возводящий аскета во все большую степень блаженства. «Благодать на благодать», – как сказано в пасхальном евангельском зачале (Ин. 1:16).
Интересна этимология славянского слова «счастье». Что такое «счастье»? Быть частью чего-то большего. Быть соучастником чего-то, сопричастником чего-то. И здесь уже мы видим созвучие с Таинством Причастия как наивысшего счастья для православного христианина. И для православного христианина счастье – это быть соучастником Божественной благодати, частью Его Церкви. В этом и есть подлинное счастье.
Стоит только начать этот путь сквозь Великий пост… И пустыня оживет! Пустыня зацветет райскими цветами!
Святителю отче Григорие, моли Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (229) раз