Пощусь не по уставу — я плохой христианин?
«Мера поста — дело очень индивидуальное», — слышим мы каждый год с амвонов, однако многие ответственные христиане не позволяют себе послаблений в постном меню, даже имея проблемы со здоровьем. Чувство вины из-за невозможности соблюдать пост «как положено» приводит их к решению… всё равно поститься строго, по уставу. Последствия бывают разные, и нередко Великий пост становится для таких людей временем борьбы не со страстями, а с болями в области поджелудочной или печени. Как же быть? Мучиться, но соблюдать устав вопреки всему — или всё-таки снизить строгость пищевых ограничений? Но что тогда делать с чувством вины, которое так и кричит: «Ты не справился»? Поговорили об этом с протоиереем Константином Лисняком.
Комплекс отличника и чувство вины
Думаю, людям, испытывающим чувство вины из-за того, что они не постятся по уставу, нужно разобраться в причинах этого чувства. Как правило, от него страдают христиане, имеющие комплекс отличника, который ещё называют «комплексом хорошей девочки». Психологи считают его одной из разновидностей перфекционизма — стремления во что бы то ни стало быть идеальным.
Как правило, проблемы такого плана уходят корнями в детство. Зачастую родители таких детей требовали от них достижения того, чего сами не достигли в жизни, или, наоборот, пытаются всячески подтянуть их к своему уровню, забывая, что все люди индивидуальны, а не сделаны по одному лекалу. Такие родители постоянно транслируют: «Будешь приносить пятёрки — будем тебя любить, нет — сам виноват!» Вот ребёнок и мучится всю жизнь, добывая пятёрки, медали, победы в олимпиадах и прочее.
Весь этот груз отражается на психике и духовном состоянии очень негативно, потому что получается замкнутый круг: ребёнок постоянно ощущает прессинг от завышенных требований родителей, которые пытаются таким образом реализовать свои амбиции. Из-за этого начинает тихо ненавидеть своих папу и маму, в нём рождается разрушающая психику злость. Осознавая это, он приходит к выводу, что плохой. Осознавая себя таким, решает, что должен быть хорошим, лучшим, удобным, приносить одни пятёрки, не думать о себе и своих интересах. Круг замыкается, у человека формируется комплекс вины и неполноценности — потому что совершенным быть невозможно, — к которым нередко добавляется и комплекс жертвы.
Это играет с ним плохую шутку, потому что мало кто хорошо относится к человеку, желающему во всём быть лучшим ради галочки. Даже учителя не любят учеников, которые лезут из кожи вон ради хорошей отметки. Нередко у преподавателей возникает желание поскорее отделаться от такого зацикленного ученика, поставив ему не лучшую оценку — потому что такой ребёнок пребывает в постоянном напряжении, срывается, с ним тяжело общаться. В итоге с такими детьми случаются самые нехорошие вещи, вплоть до суицида из-за несданной сессии или плохой оценки на экзамене.
Чтобы этого не допустить, нужно не требовать от ребёнка хватать звёзды с неба, но дать ему возможность получать удовольствие от учёбы. Пусть идёт на экзамен не для того, чтобы получить пятёрку, а чтобы испытать себя, по возможности получив удовольствие от самого процесса. Нужно настраивать детей на то, что учёба, оценка, экзамен — это не приговор, а вызов, приключение, новый опыт в их жизни. Учителям и преподавателям приятно общаться с такими учениками и студентами, потому что они расслаблены, могут не только отвечать по билету, но и побеседовать, поразмышлять, обсудить что-то.
Почему мы сейчас об этом говорим? Потому, что комплекс жертвы и чувство вины потом отражаются на жизни взрослого человека. Ему трудно выстраивать семейные отношения — он не знает, как это делать правильно. У него сложности в отношениях с родителями — он зажат, зависим, не может сепарироваться от родительской опеки. В его душе нет покоя, потому что долг и ответственность борются с нелюбовью, злобой и обидами.
Типикон и мирская жизнь
Всё перечисленное экстраполируется на религиозную жизнь человека. Женщина с синдромом отличницы открывает православный календарь и видит там пометку «пища без елея» или «сухоядение» — и сразу стремится всё положенное исполнить. Она не знает, что в календаре печатается информация из Типикона. Типикон — это дисциплинарная и богослужебная уставная книга одного из палестинских монастырей. В Русской Православной Церкви она нашла своё употребление примерно с XVII века. То есть для монахов конкретного палестинского монастыря был написан устав, а наши люди, как отличники, пытаются соответствовать этому очень высокому уровню духовного делания. Это делание в монастырях происходит под присмотром опытного духовного наставника — игумена монастыря или наместника лавры.
Нужно понимать, что строгость этого устава — не истина в последней инстанции, не каноническое или догматическое правило, а рекомендация, которая предполагает вариативность в зависимости от образа жизни и состояния здоровья человека. Если он тяжело трудится физически или интеллектуально, имеет проблемы со здоровьем, ему нужно быть очень осторожным, потому что при многих болезнях и при больших нагрузках строгий пост может быть опасным. Надо брать ответственность за свою жизнь на себя, а не искать благочестивого старца, который решит за вас все вопросы. Не надо перекладывать эту ответственность и на священника: «Вот как батюшка благословит, так и буду поститься». У каждого есть своя голова на плечах, знания о своём здоровье — так выработайте свою меру поста! Определите, в чём вы можете себя ограничить, а что необходимо, чтобы быть работоспособным и полезным для окружающим. Важно соблюсти определённую дисциплину, но и не угробить своё здоровье.
На что прежде всего обратить внимание?
Второй важный момент, который все священники повторяют каждый год: пост — не самоцель, пост — период воздержания. Пища — это не зло, Бог зла не сотворил, просто она может быть как лекарством, так и ядом: как говорил Парацельс, всё зависит от дозировки. Пост человеку нужен: вспомним, даже у Адама в раю была заповедь воздержаться от вкушения плодов древа познания.
Сам Спаситель, прежде чем выйти на общественное служение, постился сорок дней, чем показал нам пример. Что же касается необходимости поститься, то вспомним следующий эпизод из Евангелия: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:14-15).
Надо понимать, что это прежде всего духовное упражнение: в период Великого поста мы пытаемся себя дисциплинировать, обуздать своё чрево, чтобы потом, по окончании Четыредесятницы, остаться в хорошей духовной форме. Выполняя эти аскетические упражнения, нужно постепенно приобретать благие навыки, которые останутся в нашей жизни после Пасхи. В целом неплохо научиться с едой обращаться осторожно, принимая её как лекарство — чтобы потом не пришлось есть лекарства как еду. В питании важно найти свою меру, а ещё научиться благодарить Бога за то, что Он нас милует и питает.
Большее внимание в пост я бы уделял не продуктам, а их количеству. Не так важно разбираться, есть ли сухое молоко в булочке, как определить свою дозу для каждого приёма пищи. Даже диетологи говорят, что человеку нужно потреблять столько еды, сколько энергии он тратит. Мы же едим много, а тратим мало, потому что, как правило, ведём малоподвижный образ жизни. В пост есть возможность выяснить, сколько нам в действительности необходимо потреблять.
Скандинавская ходьба как аналогия аскезы
С точки зрения Церкви главное в пост — это литургия, наше общее дело, а также созерцание страданий Христа на пути к Его Воскресению. Ещё раз повторю: суть поста не в гастрономической составляющей, она имеет служебный и второстепенный характер.
Представьте старушку, занимающуюся скандинавской ходьбой. У неё в руках две палки, которые помогают ей идти с определённой нагрузкой на сердце. Если эта старушка будет стоять на одном месте, палки ей не помогут стать здоровее и крепче. То же и в христианстве. Палки — это пост и молитва, которые помогают нам идти. Смысл — не в палках, а в человеке, который их держит в руках, и в том пути, который он преодолевает. Для верующего человека важен путь Великого поста: первые недели, потом Страстная седмица, после — Светлая. Приближение к ним, проникновение в их смысл, глубокое погружение в жизнь Христа — это и есть то, в чём нам помогает обуздание чрева.
Поможет ли отказ от мяса достичь Царствия Небесного?
Человек, осуждающий себя за недостаточную меру поста, имеет неправильное отношение к нему. Он теряет смысл поста, видит его именно в отказе от скоромной пищи, а это в корне неправильно. Пост — ступенька, на которую нужно стать, чтобы подняться выше, а не диета. Прежде чем отказываться от определённого вида продуктов, надо разобраться, для чего это нужно. Когда человек это всё выяснит, он и о себе всё поймёт, и окружающих осуждать не будет, если они не постятся строго.
Апостол учит: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). Если же кажется, что отказ от мяса вас приближает к Богу — то вам действительно кажется. Скорее всего, вы находитесь в определённой степени прелести, самолюбования и самообмана. Неужели кто-то может всерьёз считать, что, отказавшись от какого-то вида пищи, он тем заслужит Царствие Небесное? Если так, то зачем тогда Христос приходил на землю? Мы бы тогда и сами справились, без Него.
Уроки фарисеев
Фарисеи уже всё это проходили, они говорили Христу: мы — дети Авраама, а Ты кто? У фарисеев церковь была all inclusive, им было хорошо без Христа — Он только разрушил всё. Они ведь постились так, как нам и не снилось — и омовения, и жертвы, и молитвы, но Он пришёл не к ним, а к простым трудягам, блудницам, мытарям. Евангелие нужно читать вдумчиво, обращая внимание на то, как Христос относится к немощи человеческой и как — к праведности в кавычках, которая, по сути, — самолюбие и гордость. Там всё очевидно.
Всем, кто корит себя за невозможность поститься по уставу, нужно успокоиться и постараться избавиться от чувства вины. Вина ведёт к депрессии. Сейчас людям жить очень непросто, в нашей сегодняшней жизни поводов для уныния и депрессии более чем достаточно, и если мы будем их число увеличивать, ни к чему хорошему это не приведёт.
Итак, подытожим. Нужно выработать свою меру воздержания в пище, чтобы можно было со всей Церковью проходить поприще Поста в рамках традиции. Чтобы не чувствовать, что всё проходит мимо, надо в чём-то себя ограничить — но так, чтобы не навредить своему душевному и физическому здоровью. Если перефразировать Евангелие, можно сказать, что не человек для поста, а пост для человека. Главное, помнить: пост — это не время уныния, депрессии, печали, но время радости, труда и богомыслия.
Протоиерей Константин Лисняк
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (862) раз