Выбрать страницу

Каким должен быть наш пост. Слово о Великом посте

Каким должен быть наш пост. Слово о Великом посте

Прежде чем говорить о том, каким должен быть пост, скажем о том, каким он не должен быть, и задумаемся, почему мир отказался от поста. Отношением к посту определяется, что собой представляет человек. Когда вообще появился пост? Пост появился, когда появился человек. Святитель Василий Великий называет пост столь же древним, как сам человек. Если мы откроем Библию, книгу Бытия, мы увидим, что не человек, а Бог установил пост. Первая заповедь, данная человеку, Адаму и Еве, была заповедь о посте. Эту заповедь человек не сохранил, пост был нарушен. Адам и Ева нарушили пост и были изгнаны из рая.

Мир, живущий без Бога, не знает воздержания и все менее хочет знать о нем. Современный человек усваивает почти с рождения философию «немедленного наслаждения» и «сиюминутного успеха». Новая философия так называемого «правильного мышления», с которой мир вступил в новый век, культура «new age» гордо утверждают, что человек призван к свободной жизни: всякое ограничение — нравственное или религиозное — есть искажение природы человека. И только тогда, говорят они, человек становится самим собой, раскрывает себя в полноте, когда свободно делает все, что хочет. Этот откровенный сатанизм, из которого явится «человек беззакония», конечно, исповедуют не все, но через массовую (точно так же, как через утонченную) культуру, через школьное и университетское образование, через средства информации, телевидение, с помощью мощной финансовой и уже все чаще государственной поддержки, такая атмосфера создается везде в мире. Православные христиане могут ощутить, как велико противостояние сегодняшнего мира посту и как важно их свидетельство миру о самом главном.

Несколько слов о ложном посте. Мы не будем касаться здесь оздоровительных диет, лечения голодом и тому подобного. Мы будем говорить о «темной» духовности древних и самых современных лжерелигий, которые ложно учат о Боге и человеке. Материя, тело представляются им злым началом, и потому смысл духовной жизни, говорят они, заключается в том, чтобы преодолеть тело и таким образом сделать свободной душу. Для них не имеет значения, как это достигается: неумеренным аскетизмом или безудержным развратом, поскольку тело не имеет значения. Отвержение тайны Воплощения Божия и Воскресения Христова и растлевающий душу пост основаны на одной и той же лжи, в них одни и те же «сатанинские глубины», о которых говорит Апокалипсис.

Поскольку вследствие поста тело человека — эта завеса, отделяющая его душу от мира невидимого, — утончается, делается как бы более прозрачной, требуется соблюдение меры аскезы и для православного христианина. «Неумеренный пост более вреден, чем несоблюдение поста», — говорит преподобный Исаак Сирин. Почему? Потому что для неочищенной покаянием души невидимый мир, к которому она прикасается постом, не может быть светлым. Откровение Божие свидетельствует, что после отпадения человека от Бога, после того как он попал под власть темных сил, Господь, спасая его от окончательной гибели, облек его в «кожаные ризы», в отделяющую от ангельского и демонического мира плотяность. Чтобы не растлили человека падшие духи до конца, не свели его полностью с ума, дана ему после изгнания из рая эта спасительная завеса.

Небо закрыто от нас, и ад закрыт. Мы живем на земле, где возвращение к истинной жизни может быть только через послушание Богу. Пост — заповедь Божия, а все, что заповедует Бог, — для блага человека. В мире, лежащем во зле, без соблюдения поста человек погружается в животное состояние. «Человек в чести сый и не уразуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им», — говорит псалом. В таком состоянии он не может сознательно сопротивляться злу, над ним властвуют бесы. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», — говорит о власти темных сил над человеком Христос (Мф. 17, 21). Пост — оружие, очень мощное оружие в сражении с духами зла.

Кто соблюдает сегодня Великий пост? Только православная Церковь. У католиков пост чисто символический — обязательны для поста лишь два дня в году: так называемая «Пепельная Среда» (начало Поста) и Великая Пятница. О протестантах и говорить нечего. Кто не соблюдает пост, по существу, разоружен. А без оружия на войне приходится либо спасаться бегством, либо сдаваться в плен. К великому сожалению, под влиянием инославного и безбожного мира и в православных странах, таких, например, как Греция, все меньше можно встретить людей, которые соблюдают Великий пост. Хотя, казалось бы, в условиях такого окружения все должно быть наоборот.

Итак, подведем итоги. Каким же должен быть наш Пост, чтобы стать, как говорят святые отцы, лекарством для души и тела? Снова и снова мы слышим в храме пение и чтение Постной Триоди о том, что Пост наш тогда только святой, когда он не ограничивается воздержанием от скоромной пищи, но является воздержанием от зла. Христиане должны поститься от лжи, от злословия, от скупости и жадности, от зависти, от ненависти, от развращенности, от всякого зла. Пост, который ограничивается воздержанием от определенной пищи, но сопровождается грехами и пороками, — не христианский пост. Лучше сказать, это диавольский пост, потому что даже диавол постится строгим постом, ничего не вкушая, но весь исполнен зла.

Мы все это знаем, но сегодня Церковь предостерегает нас от особой опасности, которая среди православных церковных людей угрожает, может быть, очень немногим, но и ради немногих об этой опасности должно быть сказано. Хотя бы для того, чтобы это не перешло ко многим. Чтобы мы не растворились, потому что в этом предмете, как в фокусе, сводится все, о чем у нас шла ранее речь, и все зло мира входит через него сразу во все дома. Рассудите сами, какая польза человеку поститься от мяса в течение поста и тут же включать телевизор и пожирать глазами всякую нечистоту: как евангельский блудный сын, садиться за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями, быть участником бесовской трапезы.

Все заповеди Божии — постные: «не убивай», «не кради», «не блуди». Все они говорят: «не вкушай». И в то же время все они означают: «люби». Во всех них сокрыто: «вкушай». Смысл Поста, как говорят святые отцы, — не просто воздержание, а вкушение. Будем питаться словом Божиим, молитвой, которая соединяет человека с Богом: Самим Христом Богом, вкушением Его Пречистой Плоти и Крови. Истинный пост заканчивается пасхальным «пиром веры».

Святые отцы говорят нам, что дары, которые получает человек через пост, неисчислимы. Пост делает человека сильным, решительным и мужественным перед людьми и бесами. Пост делает человека великодушным, кротким, милосердным, послушным истине, любящим правду. «Время веселое Поста» — для всех, кто ненавидит зло и вступает с ним постом в сражение.

С самых первых дней Великого поста и до конца его Церковь молитвами Триоди снова и снова ставит нас перед великими примерами. Постом Моисей удостоился принять заповеди из рук Божиих. Постом Даниил заградил уста львов во рву, и три отрока ходили, как среди цветущего сада, в пылающей печи вавилонской. Постом царь Давид возвысил свое сердце ко Господу и воспел молитвы, которые все ищущие Господа не перестанут повторять до скончания века. Постом прославились Иоанн Предтеча, величайший из рожденных женами, и бесчисленный сонм преподобных отцов и матерей — от преподобного Антония Великого и преподобной Марии Египетской до преподобного Серафима Саровского и преподобномученицы великой княгини Елисаветы, — соединяясь с сонмом мучеников исповеданием одной тайны: «отдай кровь и прими дух». Все они — величайшие герои в человеческой истории, ибо они победили то, что труднее всего победить — самих себя. И победив себя, они победили мир и диавола.

Потому, вступая в Великий пост, мы молимся им, чтобы и нам «победителями греха явитися и достигнути поклонитися святому Христову Воскресению». Сам Господь Иисус Христос начал Свое Божественное служение спасения человечества сорокадневным постом, чтобы дать нам образ и чтобы участвовать в нашем посте. Он ясно показал, что если мы хотим положить серьезное основание нашей жизни, мы должны начать с поста.

Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия

Просмотрено (191) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »