Как часто нужно причащаться? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Как часто нужно причащаться?

Как часто нужно причащаться?

К огромному сожалению, в нашей Церкви установилась практика крайне редкого причащения. За годы сторонники этой, с позволения сказать, традиции разработали логически выверенную аргументацию совей позиции и при случае с готовностью вам расскажут, что «частое причащение может вызвать привыкание», «Серафим Саровский и Иоанн Кронштадтский в этой традиции жили, ничего против не имели, а мы кто такие, чтобы её оспаривать», «монахи причащаются раз в месяц, а схимники раз в две недели, как мы можем дерзать на большее», «частое причащение вынуждает жертвовать строгостью подготовки» и так далее. Выражение даже придумали: «сверхчастое причащение»…

Что ж, действительно, практике этой уже более двух сотен лет, поэтому многие воспринимают её как традицию, «освящённую временем». Но если начистоту, то здесь правильнее всего будет вспомнить известное выражение священномученика Киприана Карфагенского «Обычай без истины – застарелое заблуждение». Тем более что вышеприведённые аргументы если для чего и годятся, так только для диалога священник – прихожанин, когда первый говорит, не задумываясь о состоятельности аргументов, а второй слушает и принимает на веру сказанное, независимо от его смысла. В самом деле, частое причащение и правда может вызвать привыкание. А ещё привыкание могут вызвать частая исповедь, частое посещение храма, частое чтение молитв… Как думаете, есть смысл продолжать?

Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский, а ещё Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник и оптинские старцы действительно жили в реальности традиции, когда служащим, военным, гимназистам и студентам предписывалось причащаться раз в год, что делали и они, и многие другие православные. Логика ситуации была, как говорится, простой как три пуда дыма: если причащаться реже раза в год нельзя, то будем причащаться раз в год. А чаще зачем, если не требуют? Впрочем, те, кто был благочестив не формально, а искренне, причащались всё-таки чаще, однако едва ли чаще, чем один раз в течение каждого многодневного поста. Перечисленные святые, действительно, против такой практики не выступали. Однако это ровным счётом ничего не значит. Святые много против чего не выступали. Например, в их время население Российской империи было повально неграмотным. В обычном городском храме среди прихожан читать и писать умели от силы 10-20 процентов: люди благородного происхождения, чиновники, офицеры, купцы и члены их семей. Остальные прихожане: работяги, мелкие лавочники, ремесленники и прочие простолюдины были неграмотны. Было ли это нормальным? Нет. Выступали ли против этого святые? Тоже нет. Церковь той поры была унижена государством до уровня своего рода «министерства религиозных дел», управлялась Синодом, во главе которого стоял обер-прокурор – государственный чиновник, подотчётный светской власти. Было ли это нормальным? Однозначно нет. Выступали ли против этого святые? Разумеется, нет. До 1861 года в Российской империи существовало крепостное право и один православный, крепостной, для другого православного, помещика, был «всё равно что овца, что курица». Было ли это нормальным? Ни в коем случае. Выступали ли против этого святые? Как мы знаем, нет. Святые были мудрыми людьми. Они активно боролись против греха в себе, против пороков в обществе и в людях. Но они не были донкихотами от скуки и не воевали против устоявшегося положения вещей и укоренившихся норм своего времени. Что, впрочем, не должно обелять в наших глазах порочные порядки прошлого.

Монахи и схимники, как и вообще насельники монастырей, причащаются так часто, как велит им порядок, установленный в их монастырях. Собственно, они для того и обет послушания дают, чтобы быть послушными своим игуменам и старцам. Частота причащения монастырской братии никак не может быть показателем для мирян, даже если мирянам нравится думать по-другому.

А вот с аргументом о строгости подготовки я соглашусь. Сложно прочитывать три канона и последование к причащению несколько раз в неделю. Ещё сложнее соблюдать трёхдневный пост, если причащаешься еженедельно или чаще. Но давайте будем честны: столь строгая подготовка вошла в практику нашей Церкви лишь потому, что под конец XVIII века порочная практика редкого причащения прочно вошла в норму. А когда человек подходит к Чаше Христовой лишь раз в год, то вполне естественным видится заставить его максимально напрячь духовные и телесные силы для должной подготовки. В наше время, слава Богу, столь редкое причащение остаётся уделом немногочисленных захожан, стремящихся причаститься скорее в силу традиции, нежели по насущной потребности. Однако, как это часто бывает, реалии, сформировавшие практику, ушли в небытие, а сама практика осталась. Выход из данной ситуации каждый отдельный духовник и каждый отдельный прихожанин находит самостоятельно. Однако, если попытаться подвести основу под предполагаемый общий подход, то стоит помнить, что не причащение ради подготовки, а подготовка ради причащения. Поэтому если ради регулярного и частого причащения строгость подготовки несколько смягчается, то это ничуть не предосудительно.

Итак, всё-таки насколько же часто следует причащаться? В идеале – за каждой Литургией. Уже ни для кого не секрет, что участие в Литургии предусматривает участие в Евхаристии. По сути, ведь Литургия совершается не священником только, а всем собранием, которое священник просто возглавляет. Отсюда на Литургии нет «предстоящих и молящихся», поскольку все присутствующие – сослужащие. Каждый на своём месте и всякий в меру своего служения. Однако идеал на то и идеал, что не может быть нормой. Нормой же следует признать причащение каждое воскресенье. Конечно, при должной подготовке, при соблюдении евхаристического поста, при обязательном присутствии на Литургии с самого начала и до самого конца. На практике же каждый для себя решает сам. Кто может, причащается еженедельно, кто нет – раз в две-три недели. Во всяком случае это следует делать никак не реже раза в месяц.

Главное, осознавать и помнить, что причащение не практика благочестия и не составляющая церковной жизни. Причащение – жизненная необходимость христианина. А потому естественно желать его всегда и приступать к нему как можно чаще.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (321) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »