Выбрать страницу

Зачем умершим наши молитвы?

Зачем умершим наши молитвы?

Обязательно ли приходить на заупокойные богослужения? Разве умершим не всё равно, молятся о них или нет? Или с помощью молитвы можно повлиять на их участь после смерти? Какую службу заказать, чтобы помочь усопшему? Отвечает протоиерей Николай Марковский.

В земной жизни мы любим своих родственников, заботимся о них, а они любят нас. Когда человек переходит из временной жизни в вечную, любовь и забота родных о нём часто куда-то исчезают. Мы отпели усопшего, похоронили, помянули — и кажется, что связь с ним прервалась, мы никогда его не увидим, отношений с ним больше не существует. Однако во время отпевания мы слышим, что у Бога нет мёртвых, у Него живы все. Возможно, это сложно осознать, но так и есть.

По окончании земной жизни мы все попадём на суд к Богу, хотим того или нет. Самое страшное, что там, перед Престолом Божьим, мы осознаем все свои прегрешения и страсти, но покаяться и что-либо исправить будем уже не в силах. Здесь мы подходим к ответу на вопрос, зачем мёртвым наши молитвы. Люди, которые остались жить на земле — родственники, друзья, близкие — молятся, чтобы Господь простил согрешения, которые человек вольно или невольно совершил на протяжении своей жизни. Святые учат нас, что это чрезвычайно важно, и умершим наша молитва не просто нужна — она им необходима.

Молясь Богу, мы должны понимать, что душа человека, ушедшего от нас, осталась со своими памятью, любовью, грехами и добрыми делами. Личность человека никуда не девается. Мы молимся и приносим бескровную жертву не просто так, не абстрактно, а за конкретного человека. По просьбе родственников молится священник, но и родственники должны молиться тоже. Нашей молитвой мы просим Бога умилостивиться, избавить усопшего от вечных мук и очистить согрешения, которые он совершил во время земной жизни, поскольку сам он ничего исправить уже не может. Осознавать свои грехи может, а вот каяться — нет. Мы можем помочь ему молитвой и милостыней.

Часто в храме спрашивают: что мне сделать, чтобы умершему стало как можно лучше, какую службу заказать, куда что подать? Как правило, люди хотят заплатить — и уйти со спокойной совестью. Скажу так: в молитве об усопшем есть три составляющие. Первая — молитва у Престола во время Божественной литургии. Это самое важное, что может быть, самое большое, что можно дать. Священник на проскомидии за каждого поминаемого вынимает из просфор частицы, которые кладёт в Чашу, и Кровь Господня омывает эти частицы, очищает грехи, совершённые человеком. Эту молитву нельзя ни с чем сравнить, она — необходимость всех людей, как живущих на земле, так и усопших.

Вторая составляющая — это личная молитва об усопшем, наше духовное усилие. Если мы просим кого-то помолиться об умершем, а сами этого не делаем, то такая молитва будет бесплодной. Молиться можно в храме на литургии, на панихиде, дома — где угодно.

Третья составляющая — это милостыня, то есть добрые дела. Когда мы делаем их во имя кого-то, Господь видит это, принимает и избавляет наших близких от вечных мук. Мы помним слова апостола: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Можно сколько угодно верить, но если мы не делаем ничего доброго, наша вера пуста. Нужно не только молиться, но и совершать добрые поступки. Милостыня — это не только подать деньги нищим. Можно помочь соседу и принести ему домой буханку хлеба, особенно если это человек пожилой. Можно сказать доброе слово нуждающемуся, поддержать тех, кто требует поддержки.

Я вспоминаю евангельскую притчу о богаче и Лазаре. Умерев, богач просит Авраама послать Лазаря к родным, чтобы те изменили свою жизнь и стали жить по заповедям Божьим. Эти родственники, как и богач, жили греховной жизнью. Они не совершали милостыни, не молились Богу за своего родственника, именно потому он просит Лазаря образумить их и рассказать, что их ждёт в будущем. Христос этой притчей говорит нам, что праведная жизнь и молитва — это прямая необходимость каждого православного христианина. Причём важна не только наша жизнь, но и жизнь наших родственников, их молитва.

Мы не можем купить милость Божью за деньги. Очень просто прийти в храм, заплатить, чтобы за нас помолились, и уйти — при этом не потрудившись, никак не изменившись. Так относиться к молитве нельзя. Нужно прилагать к ней свои силы, сердце, труд. Если человек приходит в храм, чтобы заказать литургию или панихиду, и уходит с пустым сердцем, не помолившись, какой смысл в том, что он туда приходил? Чем такой человек отличается от язычника, который принёс жрецу плату и ушёл — а тот уже сам знает, что делать дальше? Молитва — это не обряд. Она требует расположения вашей души, труда вашего сердца. Господь видит это, Он ценит усилия. Формальности Ему не нужны. Очень хотелось бы, чтобы наши верующие понимали это.

Протоиерей Николай Марковский
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (1475) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»...
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

17 сентября — Пророка Боговидца Моисея далее » Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского далее »  Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» далее »

18 сентября — Пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей святого Иоанна Предтечи далее »

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »