Крест Христов и новомученики
Христиане собираются в храмы не «болтать» о Христе, а научиться жить по Его заповеди.
Именно для нас Церковь выносит Крест на всю неделю и проводит экватор Великого поста. «Древа спасения вкусивше, греховных страстей свободу улучихом», — поет богослужение, а в центре на аналое стоит крест, чтобы укрепить верующих.
Крестом Церковь хочет нас поддержать и утешить. Святитель Тихон, патриарх и исповедник еще в конце девятнадцатого века говорил верным: «Путники, проходящие далекий и тяжкий путь, если находят на дороге ветвистое дерево, садятся под тень его, отдыхают здесь и затем, облегчившись и собравшися с силами, продолжают свой путь. Так и проходящим, во время поста, путь подвигов, трудов и лишений Церковь предлагает живоносное дерево Креста Господня для «облегчения, прохлаждения и утешения их».
Святые обращают наше внимание на то, что вынос креста призывает нас к продолжению борьбы с грехом. Чтобы наше поклонение Кресту было достойным Пострадавшего на нем Господа, необходимо освободиться от греховных страстей. Это невозможно без внутреннего сораспятия. Терния грехов выжигаются подвигом.
Рассуждая об этом сщмч. Фадеей замечает, что очищение невозможно без трудностей: «Если бы не было в жизни нашей ничего скорбного, если бы все желания наши исполнялись, то могли ли бы мы освободиться от страстей, лишающих нас духовной свободы и отдающих в плен духовным врагам? Только когда у нас отнимаются предметы пристрастий и таким образом устрояется крест жизни, мы можем достигнуть духовной свободы. И как только молитвенно распростертые во образ Креста руки Моисея помогли Израилю победить Амалика, так и нас только подвиг внутреннего самораспятия, соединенный с усиленной молитвой, очищает от греховных страстей.»
Господь дал заповедь: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Желающий следовать Христу идет по Его пути.
Сщисп. Тихон патриарх Путь замечал, что пост – это путь Христа. В эти дни нам приходится бороться с грехом, распинать свои страсти и похоти, страдать. Сам Спаситель вел напряженную борьбу с дьяволом и злыми людьми, страдал от них тяжко и был распят. Чтобы исторгнуть из своей плоти «жало греховное», нам приходится обуздывать ее постом, строгим воздержанием от всего, что служит к ее угождению. Христос сорок дней постился, будучи безгрешным. Он учил нас, что необходимо жить не «хлебом одним». Во время поста Церковь усиленно призывает нас проводить время в бодрствовании и молитвах. А Христос Спаситель разве не в беседе с Отцом Своим, не горячей молитвой Ему посвящал все Свое время, оставшееся свободным у Него от учения и благотворения людям? Так, значит, путь поста есть путь Христа, и кто хочет Ему служить, тот, за Ним должен и следовать, и за это ему обещают от Христа блаженство и слава, ибо «где – Крест, там – и слава».
Мысли новомучеников переполнены призывом к подвигу, к самопринуждению. Суть поклонения Животворящему Древу в центре Поста раскрывает нам самое главное наше дело на земле: отказываться от себя, от своего греховного, взять свой крест и идти за Спасителем: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми. Сщмч. Сергей Мечёв свидетельствует: «Для нас, желающих поклониться Св. Кресту и молящихся: «Да не бесплоден будет в нас Св. Крест», – надо помнить и понять, необходимо быть христианином не только в смысле веры, но и в смысле подражания Христу – и словом, и делом, и помышлением». Церковь свидетельствует, что есть только один путь излечения души – борьба со страстями и похотями».
В дни Четыредесятницы христиане призваны научиться жить не по страстям и прихотям. Выйдя из поста стать чище и жить в чистоте, чему научились в Посту.
Когда увидишь в центре храма крест, вспомни, что и ты призван нести свой крест. И в этом источник большой радости. Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает, что радостная сторона борьбы со страстями состоит в том, что Сладчайший Иисус рядом, Он не оставит без поддержки и благодати. «Ибо если древо, служившее образом Креста, усладило некогда воды Мерры, то тем более горечь страстей чрез Крест Христов может претвориться в радость чистой духовной жизни. И если взирающие с верою на повешенного змея получали исцеление, не тем ли более исцелятся болезни нашего сердца, когда с верой и любовью взираем на Распятого на Кресте, претерпевшего ради нас болезни смертные и вместившего в душе Своей все наши скорби!».
Эта радость становится еще более ценной, когда начинаются постовые искушения: усталость, раздражение, ропот на родных и ближних. Если выразить это одним библейским словом – появляется «ожесточение сердца».
Тот же новомученик по этому поводу говорит: «Обращая внимание на эту радостную сторону в несении креста, не забудем, братие, и того предостережения, которое было направлено к древнему Израилю: «Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших, яко… во дни испытания в пустыне» (Евр. 3, 7–8). Когда услышим глас призывающей нас благодати Христовой в сердце, производящей в нем добрые движения, не ожесточим сердец наших! Не будем роптать, как роптали они, хотя бы и трудно было иногда нам идти по жизненному пути, последуя Христу! Но, имея Первосвященника Христа, могущего сострадать нам в немощах наших, с дерзновением да приступаем к Нему, и мы всегда получим милость и благодать во благовременную помощь».
Пост – время возложить надежду на Бога. Господь с нами. Полезно вспомнить Священную историю Ветхого Завета. Столетие назад один из новомучеников в эти дни говорил верным: «Древний Израиль во время странствования по пустыне, неоднократно видел спасительные образы Креста, чрез которые поддерживались в нем духовные силы для дальнейшего странствования. Так, когда однажды он возроптал на недостаток воды в пустыне, Бог повелел вложить древо в воды Мерры, и горькие воды сделались приятными. В другой раз, когда Израиля побеждали враги, Моисей молитвенно воздел руки и, из самого себя устрояя образ Креста, давал чрез этот образ Израилю побеждать Амалика. Еще, когда однажды народ малодушествовал, говоря Моисею: «Зачем вы вывели нас из Египта, в эту пустыню, в которой нет ни хлеба, ни воды?» Бог за неверие Израиля послал на него ядовитых змей; когда же Израиль обратился к Богу, Он повелел Моисею вознести змия в пустыне во образ Христа, имевшего быть некогда распятым на древе Крестном; и взиравшие с верой исцелялись».
Апостол Павел говорил, что вся Ветхозаветная история является тенью будущих благ. Что было с израильтянами, то должно произойти на пути нашей духовной жизни. Ветхий Завет во многом это история нашей души. Странствование Израиля по пустыне, во время которого он испытывал немало скорбей, служит образом нашего последования Христу. Тогда Христос вел Израиля в столпе облачном и огненном, сейчас для нас Он является постоянным невидимым Путеводителем и Наставником: «Я с вами во все дни» (Мф. 29, 2). На жизненном пути, как бы он ни был труден, нет ничего случайного, для христианина во всем видна воспитывающая Рука Божия тот крест, который мы должны взять, чтобы следовать за Христом.
Как Бог испытывал Израиля в пустыне, так должны быть испытываемы и мы. Они долго и тернисто шли в землю обетованную и мы верим, что вкусим благ обетованного неба.
Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (24) раз