Выбрать страницу

Благовещение: день, когда Бог испрашивает согласия человека на его спасение

Благовещение: день, когда Бог испрашивает согласия человека на его спасение

Как правило, за редким исключением, Великий пост освещает собой чудесный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Написано и сказано о нем много, но давайте еще раз задумаемся, какие смыслы таит в себе это событие.

О Благовещении нам сообщает апостол Лука и это единственный евангельский рассказ, повествующий о событиях жизни Богородицы до Ее материнства. Не знаю, может сегодняшние мировые сдвиги немного и поколеблют закоренелый скепсис современного человека, но события этого замечательного праздника крайне далеки от столь популярного в наши дни рационалистического подхода к жизни. Есть в нем что-то по-детски волшебное: вся эта беседа ангела с Девой, для человека, как говорил отец Александр Шмеман, воспитанного на таблице умножения с одной стороны и на теории Карла Маркса о прибавочной стоимости – с другой, кажется какой-то легендой.

Рай на земле

Наше общество уже не раз доказало свою неспособность построить царство счастья на земле. Наша цивилизация постоянно тянет к низу, а потому человек перестает переживать чистоту радости, даже само понятие «радость» постепенно исчезает из словарного запаса. Постоянное напряжение, «наэлектризованность» людских душ, истерии и страхи, активно поддерживаемые СМИ, практически повсеместно порожденные ими неврозы, заставляют нас все реже испытывать радость или сводят ее к грубым чувственным удовольствиям. Для некоторых людей даже такое удивительное событие как рождение ребенка становится причиной грусти, расстройства и печали.

Но ведь при таком отношении исчезает целый пласт человеческого опыта. И вот события Благовещения возвращают нас к подлинной, чистой радости, радости, которая не ограничивается этим земным бытием и простирается далеко в вечность.

Наше общество уже не раз доказало свою неспособность построить царство счастья на земле.

Все начинается с некоторой неопределенности, таинственности. Вначале мы слышим слова архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1, 28). Приветствие это, как писал святитель Филарет (Дроздов), величественное, но неопределенное: с одной стороны располагающее к чему-то чудесному, но с другой – еще не понятно к чему. Пресвятая Дева, хорошо зная Священное Писание, могла вспомнить о словах: «Господь с тобою, муж сильный» (Суд. 6, 12), сказанных ангелом Гедеону, когда Бог приготовлял его к чудесным делам спасения израильского народа от врагов. Но, почему теперь подобные слова звучат по отношению к Ней – еще несколько мгновений останется тайной. Весь мир замер, «взор» вселенной был сосредоточен на двух действующих лицах истории спасения человечества.

Спасающая Любовь

Мы видим, что дело Воплощения Сына Божия – это дело Божественной, спасающей любви, но при этом это еще и дело человеческой свободы. Пресвятая Дева сначала смущается своего видения, устрашается, как бы ни был это обольститель, совративший Еву. Но чистота Ее сердца не позволяет увлечься этим смущением, не колеблет Ее духа, не вызывает робости, торопливости или суеты, Она все покрывает своим смирением и духовной зрелостью.

«Итак, мы видим, – пишет святитель Филарет Московский, – что в духовном вертограде Богоневесты одним из величественных прозябений была мудрость; а землею, в которой хранился корень мудрости и сила сего духовного прозябения было смирение; и что орудием к возделыванию земли смирения и к охранению ее от диких зелий была паки мудрость».

Архангел Гавриил успокаивает Ее говоря: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1, 30). Значение этих слов на первый взгляд очевидно для нас. Но, вот святитель Григорий Палама задает вопрос: «Какова эта благодать?».

Божественную энергию невозможно измерить, пощупать, оценить, но при этом Фессалоникийский владыка отвечает, что она та, которая способна совершить невозможное, и которая лишь за Девой Марией сохранена была прежде всех веков. Поэтому в словах архангела Гавриила звучит еще и некоторое успокоение, он как бы говорит: не тревожься и не смущайся, девство Твое не отменено и рука об руку будет идти с зачатием.

«Он будет велик…»

Далее он произносит обетование о рождении Богочеловека Христа: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33). Все это имеет предельное значение, так как относиться ко всякому человеку.

Вот и священномученик Григорий (Лебедев) призывает каждого из нас откликнуться этому Божественному зову, обетование Его распространяется на всех: «Не ради тебя ли является «Сын Всевышнего», – продолжает он, – и не под тобой ли воздвигается престол Его? Войди же в Его Царство!.. Будь сыном Его!.. И пусть Господь царствует в душе твоей во веки и пусть «Царству Его» над тобою «не будет конца»! Велико обетование! Счастливы принявшие его – сыны Господнего Царства».

*   *   *

Сколько бы «просвещенное» человечество не «тужилось», сколько бы ни верило в поступательный прогресс, рост качества жизни, а по сути, преуспели мы только в одном – способах убийства себе подобных и эксплуататорского насилия над природой. Страданием и горем пропитано все земное бытие. Но здесь мы слышим, что есть Царство Бога, Царство неподвластное всему тому злу, что овладело нашим маленьким космическим домом и нами самими.

«А там, в жизни будущей, воссияет Царство Христа Бога – Всемогущего, Кроткого, Вселюбящего, то Царство, где исстрадавшиеся, измученные люди найдут действительный, желанный покой, которое уже не сменится иным царством, а будет вечным! Какая отрадная истина для людей!», – добавляет священномученик Онуфрий, архиепископ Курский и Обоянский.

И вот дальнейший диалог архангела и Марии подводит нас к самому трепетному и страшному месту, выразившемуся в словах: «Се раба Господня, буди мне по слову твоему» (Лк. 1, 38).

Казалось бы, Гавриил мог бы ограничиться лишь обетованием, но он продолжает разговор, используя средства для достижения согласия Пречистой Девы. Получается, что без Ее человеческой воли не совершилось бы воплощение Сына Божия? Получается, что всемогущий Бог ищет Ее соизволения? Страшно даже подумать, что слово человеческое низвело на землю Бога. Все сущее затаило дыхание, спасение мира повисло на волосинке и зависело от решения одной хрупкой, юной Девы.

Христианство начинается с Благовещения!

Но Господь долго готовил для Себя этот Избранный Сосуд и, не уничтожая человеческой воли, знал, что Она, как отмечает святитель Афанасий Великий, ответит Ему в Сердце своем: «Я – скрижаль, на которой Писец пишет, чтó угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, чтó хощет».

Кажется мне, что события Благовещения, по степени напряженности, превосходят только события Страстной Седмицы. В них кроется и страх, и величие, и удивительное отношение Творца к Своему творению, которого мы не встретим больше ни в одной религии. И действительно, достаточно лишь одного осмысления слов архангела Гавриила и Девы Марии, чтоб увидеть истинность христианства. Христианство начинается с Благовещения!

Важнейший этап в деле спасения человечества пройден! Ангел Господень отходит! Боговоплощение состоялось!

Дева Мария, как и мы, была просто человеком, но и не просто человеком. Именно поэтому Она навсегда останется для нас незыблемым ориентиром в духовной жизни, который можно видеть в словах владыки Антония Сурожского: «В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу».

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Фото:  Мозаика в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. Пьетро Каваллини, XIII век

Просмотрено (100) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше
26 апреля - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »