Если никого нельзя осуждать, выходит, что и замечание никому не сделать, и пожаловаться ни на кого нельзя? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Если никого нельзя осуждать, выходит, что и замечание никому не сделать, и пожаловаться ни на кого нельзя?

Если никого нельзя осуждать, выходит, что и замечание никому не сделать, и пожаловаться ни на кого нельзя?

На самом деле осуждение, замечание и жалоба – это всё совсем о разном.

Для начала об осуждении. Его гораздо легче перепутать с обычной констатацией факта, если этот факт не очень хорош. И если правда заключается в том, что тот или иной человек что-то украл, кого-то обругал или плохо сделал свою работу, то к греху осуждения констатация данного факта не имеет ни малейшего отношения. Бывает, правда, что на ближнего кто и напраслину возведёт, вроде и не осуждая, приврёт, припишет ему поступки, которых тот не совершал. Но это тоже ничуть не осуждение. Грех – безусловно. Но не грех осуждения. Это – клевета, серьёзный и тяжкий грех, но здесь, как вы понимаете, мы говорим совершенно о другом.

Констатация факта переходит в осуждение, когда мы вместо простого пересказа фактов начинаем выносить оценочные суждения. Разница между рассказом о факте и осуждением – это разница между утверждениями «он украл» и «он вор», «он солгал» и «он лгун», «он обругал» и «он хам». То есть, как только мы начинаем оценивать поступок ближнего или, как пишет авва Дорофей, «выносить приговор ему и всей его жизни», мы начинаем осуждать. Так что в этой части всё просто: не дерзай навешивать на людей ярлыки – и счастливо избежишь осуждения.

Замечания и жалобы, в свою очередь, здесь совершенно ни при чём. Конечно, нередко стимулом для жалобы или замечания становится именно осуждение. Но причина и следствие, как известно, далеко не одно и то же. Впрочем, хотя греха осуждения в замечаниях и жалобах нет, это вовсе не значит, что они явление безобидное и не греховное.

Давайте задумаемся: что заставляет нас делать замечания и давать советы? Заботу о пользе ближнего и пресловутое «тебе никто, кроме меня, правды не скажет» отбросим сразу. Любители замечаний ни для кого пользы не ищут, а правда, которую, «кроме них, никто не скажет», как правило, набор гадостей, призванных как минимум испортить человеку настроение. Так что давайте называть вещи своими именами: не сделать замечание, а влезть не в своё дело, не правду сказать, а гадостей наговорить. Что стоит за всем этим? Зависть, самолюбие, гордость, злость. Да, да, именно злость. Вы замечали когда-нибудь, что по-настоящему добрые люди не имеют привычки делать замечания? Присмотритесь – и вы это заметите. Стремление указывать людям на их недостатки, как реальные, так и мнимые, является качеством людей желчных и недобрых. Может ли христианин быть таковым?

С жалобами похожая картина. Бывают, конечно, случаи, когда без жалобы не обойтись. Например, когда в моём районе без видимых причин на целый день пропадает электричество, я тоже жалуюсь на неудовлетворительную работу ремонтников из облэнерго. А что? Когда у тебя в доме от электричества зависит чуть меньше, чем всё, то есть от водяного насоса до отопительного котла, перспектива с утра топить печку не для удовольствия и вечером ужинать при свечах не ради романтики выглядит ничуть не заманчиво. Поэтому жалобы на невыполнение кем бы то ни было своих обязанностей, если это коснулось непосредственно нас, а тем более заявления о совершённых преступлениях или чьих-то противоправных действиях, не только ничуть не предосудительны, но вполне естественны и нормальны. Если, конечно, предпринимаются без эмоций, злости и желания испортить кому-то если не жизнь, то хотя бы нервы. Правда, о любых других жалобах такого сказать нельзя. Жалуются одним людям на других, как правило, слабаки и слюнтяи, либо неспособные дать отпор обидчику, либо страдающие склонностью во всех своих бедах обвинять окружающих. А привычка кляузничать присуща, как правило, людям неуживчивым, конфликтным и болезненно самолюбивым. Не чем иным, как кляузничеством, является и столь распространённое на Западе и уже появившееся у нас благонамеренное доносительство: увидел, что ближний что-то нарушил, – позвони куда следует. Уже сейчас количество молодых (да и не только молодых) продолжателей непочётного дела Павлика Морозова в нашей стране, к сожалению, весьма велико.

Так что хоть замечания и жалобы к осуждению не относятся, грехом и проявлением худшего в человеке они от этого быть не перестают. Христианину не пристало быть ни злым, ни недовольным жизнью, ни завистливым. Верующего нельзя представить ни доносчиком, ни склочником, ни человеком, стремящемся при любом удобном случае сделать ближнему гадость. Настоящий христианин добр, искренен и прост, что само по себе исключает склонность и желание разбрасываться замечаниями и писать жалобы.

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (94) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »