Выбрать страницу

Благовещение как состояние души

Благовещение как состояние души

«Христианин — тот, кто живет ожиданием Бога, а Благовещение — это состояние души, образ жизни, строящейся на убеждении о том, что всем нам дана благая весть, чтобы, освятившись, мы могли соединиться с Богом, Который явит Себя в нас», — говорит архимандрит Варнава (Янку).

В праздник Благовещения мы вспоминаем, как Пресвятая Богородица приняла благую весть о том, что Ей предстоит стать Лествицей, по которой Бог сойдет на землю для всех нас. Станем же причастниками этой великой радости — ведь каждый из нас может нести благую весть о Господе, ожидая Его. И каждый может стать богородцем, приняв благую весть о Боге в свое сердце.

Так что сегодня мы празднуем не просто историческое событие, а событие экзистенциального, духовного порядка: всем нам дана благая весть, благое обещание того, что Господь может прийти в нашу жизнь, стать видимым и помочь обрести смысл и содержание. Кто такие христиане? Что такое духовная жизнь? Именно праздник Благовещения дает ясный ответ на эти вопросы. Христианин — тот, кто живет ожиданием Бога, а Благовещение — это состояние души, образ жизни, строящейся на убеждении о том, что всем нам дана благая весть, чтобы, освятившись, мы могли соединиться с Богом, Который явит Себя в нас.

Услышав приветствие архангела, Пресвятая Дева, как мы знаем из евангелия от Луки, «смутилась… и размышляла…, и сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:29-34). Этот вопрос свидетельствует о Её мужестве — ведь она задает вопрос самому посланнику Бога! Таковым является истинное благочестие — в отличие от ложного благочестия, когда человек замалчивает свои мысли и помыслы, изображая беспрекословное подчинение. Пресвятая Дева обладала твердостью духа — встав навстречу ангелу, Она спросила его: «Как будет это?..», чтобы получить ответ: не от человека, а от Духа Святого родится Сын Божий.

Больше Дева не задавала вопросов. Почему? Потому что Божественные Тайны не подлежат рассуждению.

Так и каждому из нас, вместо умозаключений, следует в первую очередь просить Господа о благой вести — чтобы услышать Его обетование и затем жить уже ожиданием Бога.

Необходимо попросить Его открыть нам путь, который приведет нас к рождению и явлению Христа в нашей жизни. У каждого это происходит по-разному. Кто-то должен пройти через скорбь или иное испытание; кому-то посылается откровение или великая радость. В любом случае, жизнь наша — не что иное, как множество возможностей узнать и почувствовать Бога.

И следует просить Его не дать нам укорениться в нашем ложном благочестии, а укрепить нас в стремлении к личной встрече с Ним. Так что наша обязанность как христиан, во-первых, желать и ждать этой встречи, а во-вторых, делать всё возможное для её осуществления. А после того, как Бог откроет нам наш путь — предаться Его святой воле.

Ключ к подлинным взаимоотношениям с Богом — в этих потрясающих, вечных словах Пресвятой Богородицы: «Вот раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Почему? Потому что эти слова означают: «Я предаюсь воле Божией, доверяю Богу, отрекаюсь от своего «я» и не хочу ничего знать о своих чувствах, возможностях, способностях, добродетелях и грехах. Мне важно знать лишь одно: как принять обетование от Бога».

«Вот раба Господня». Пресвятая Дева являет послушание, великое послушание, являющееся настоящей тайной. Что такое — послушание? Это не самоуничижение, не самобичевание и не бессмысленное подчинение тому, кто сильнее. Послушание — от глагола «послушать», то есть слышать слово любимого Бога. И, услышав, предаться Его воле, то есть перестать слушать свои собственные слова, мысли, разум и интеллект, а всеми чувствами сосредоточиться исключительно на слове Божием, которое говорит: «Аз есмь. Я — в твоей жизни».

И тогда появляется иной опыт, иная свобода, и Господь дает мне дар слушать любого человека. Ведь духовный человек — это тот, кто может слушать каждого. В противном случае, мы замыкаемся в собственных мыслях, чувствах и справедливых, как нам кажется, убеждениях.

А что такое наша справедливость? Это ад. Да-да. Нет большего зла, чем наша справедливость, и ничто так не оскорбляет Бога, как наша добродетель и правильность. Настоящий подвижник, преданный воле Божией, открытый Христу, открыт и людям — их просьбам, нуждам, — и может удовлетворить эти нужды, то есть утешить ближнего. Так что духовный человек — это, в первую очередь, тот, кто утешает любого.

«Кто видел брата своего, тот видел Бога», — говорили святые отцы.

В лице брата нашего мы видим нашего Бога, Который ходит среди нас, стоит перед нами, несчастный и страдающий. И кем бы он ни был — необходимо научиться слышать его. Иногда он и сам не знает, что ему нужно, — зато это знаем мы, потому что, низвергнувшись в адову бездну, научились предаваться воле Божией. Тот, кто говорит: «Я раб Господень, да будет мне по слову Твоему», — может сказать это любому человеку и служить любому. И тогда, служа всем, будучи последним из всех, ты становишься царем, владыкой и бываешь прославлен. Как Господь пострадал, чтобы явилась Его слава, так и мы, умывая ноги ближнему, прославляемся. Но для того, чтобы это случилось, необходимо смирение: «Я ничего не знаю, ничего не понимаю, открой мне Твои пути, Господи, и я предамся Тебе».

Именно так поступила Пресвятая Богородица. Именно так превратилась Она в Лествицу для всего человечества: будучи всем слугой, прославляюсь; перестаю думать — и Бог мне открывается; не слушаю себя — и слышу Бога. А когда слышу Бога — слышу каждого человека.

Архимандрит Варнава (Янку)
Перевод Елизаветы Терентьевой
Источник: Православен Свят

Просмотрено (134) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »