Выбрать страницу

Благовещение — праздник радости

Благовещение — праздник радости

Тропарь Благовещения помнят не все, зато кондак этого праздника каждый помнит наизусть. Но все ли понимают этот текст? О том, как смиренная Дева стала непобедимой военачальницей, рассказывает протоиерей Димитрий Абросимов.

Тропарь, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление, Сын Божий, Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует, тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!

В начале тропаря историческое событие Благовещения называется «главизной», то есть заглавием человеческого спасения, началом раскрытия людям тайны превечного Божьего Совета о пришествии в мир Спасителя. Именно этот день хронологически и символически считается началом дела нашего Искупления от вечной смерти, потому что в этот день две тысячи лет тому назад Пресвятая Дева Мария непостижимым действием Божиим бессеменно зачала воплотившегося Бога Слова. День Благовещения Пресвятой Богородицы — это день воплощения Спасителя: от 7 апреля до 7 января, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Святая Церковь в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы вспоминает это дивное и непостижимое для нашего человеческого ума таинство.

Это удивительный для всей человеческой истории день: Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы потом открыть нам двери вечной жизни.

Далее в тропаре говорится о том, что благовестием Гавриила открылась тайна нашего спасения. Слова «от века таинства явление» нужно понимать так: Господь прежде творения мира, прежде всех веков знал, что человек согрешит, и прежде всех веков предназначил спасти его через Единородного Сына Своего: эта тайна спасения, предназначенная от века, ясно открылась людям в благовестии, которое архангел Гавриил принёс Деве Марии.

Святая Церковь не только раскрывает нам историю праздника и его значение для людей, но и призывает каждого к живому участию в торжестве. Нас, всех вместе и каждого в отдельности, призывают обратиться к Ней с архангельским приветствием: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!»

Праздник Благовещения — прежде всего праздник тихой, небесной радости. Радости по поводу примирения с Богом и возвращенной на землю благодати. Вместе с тем, Благовещение — это и праздник торжества смирения, чистоты и целомудрия, праздник непоколебимой веры во всемогущество Божие и беспредельной любви Бога к погибающему человеку.

Словами тропаря Церковь призывает нас ощутить и личный праздник — внутренне благовещение. Ощутить, что Господь пришёл и открыл нам двери вечности, а нам нужно, отбросив всякое сомнение, идти этим путём под покровом Пречистой Девы.

Кондак, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая!

Кондак праздника Благовещения — распространённое церковное песнопение, которое входит в состав вечернего молитвенного правила. Это первый кондак Акафиста Пресвятой Богородице, который был составлен еще в VII веке. Историческим поводом к написанию этого песнопения была благодарность жителей города Константинополя от осады варварских племен, поэтому в кондаке Божия Матерь воспевается как «взбранная Воевода», то есть военачальница, которая превосходит всех в бранях (войнах).

Благодаря заступничеству Богородицы жители Константинополя избавились от возможного сражения, одержав победу без боя. Именно за это христиане воссылают Божией Матери «победительная», то есть благодарственные победные песни. Заканчивается же кондак молитвенным прошением к Пресвятой Деве, имеющей «державу непобедимую», то есть непобедимую власть, и в будущем избавлять всех, прибегающих к Ее предстательству, от разных бед.

Мы обращаемся к Богородице этими словами каждый день в своих молитвах, потому что в нашей жизни очень часто происходят нестроения и нашествия «иноплеменников» в виде непредвиденных проблем, скорбей и различных обстоятельств. И тогда каждому из нас нужно молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы, Её Покров и победа в нашей брани, мысленной и духовной.

Церковь установила воспевать это песнопение в день праздника начала нашего спасения, напоминая нам, какую Заступницу и Покровительницу мы имеем. Нужно только не забывать и самим обращаться к Ней с ангельским приветствием «Радуйся!», и этой радостью Богородица наполнит и нашу жизнь.

Протоиерей Димитрий Абросимов
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (57) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше
26 апреля - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »