Лестница Иоанна: почему ее стоит прочитать?
Однажды ветхозаветному патриарху Иакову, уснувшему прямо на земле, приснился сон: он увидел лестницу, идущую от земли до самых небес. По лестнице вверх и вниз ходили ангелы, а на самом верху, словно у врат рая, стоял Сам Бог. Он пообещал Иакову, что даст землю ему и его потомству, которое распространится по всему миру. Бог пообещал Иакову не оставлять его. Считается, что так человечество получило одно из первых пророчеств о пришествии Спасителя, а лестница – это образ Божией Матери, через Которую Сын Божий пришел в мир людей.
Нам здесь интересна лестница в принципе, потому что уже в новозаветное время, спустя несколько веков после свершения евангельских событий, возникает один знаменитый духовно-нравственный трактат, вошедший в историю под названием «Лествицы». Человек всегда мог рассуждать о Боге лишь в категориях тех образах, что ему были доступны. И для древних небо олицетворяло собой обители горние, чистый и недосягаемый мир Создателя, добраться до которого почти невозможно. Для этого нужно было соорудить какое-то приспособление. Например, лестницу. Не простую, а особенную. О такой лестнице из добродетелей и пишет преподобный Иоанн с Синайской горы в своем произведении, рассказывая о личном опыте боговидения.
Серьезные архитектурные решения применялись людьми и в далеком прошлом. Если пофантазировать, попытавшись поставить себя на место предков, можно рассудить так: зачем использовать приставную лестницу, когда можно подумать над основательной конструкцией, например, с каменными ступенями. А почему бы вообще не попробовать для надежности выстроить башню, внутри которой уютно, спокойно, нет ветра, нет опасения, что свалишься вниз… Иоанн намеренно использует образ именно приставной, не самой, судя по ее изображению на иконе, надежной конструкции, и не самому легкому орудию для покорения небес. Почему?
Отвечает сам преподобный Иоанн: «Покусившимся с телом взойти на небо, поистинне потребны крайнее понуждение и непрестанные скорби… Ибо труд, поистине труд и большая сокровенная горесть неизбежны в сем подвиге, особенно для нерадивых, доколе ум наш, сей яростный и сластолюбивый пес, через простоту, глубокое безгневие и прилежание, не сделается целомудренным и люборассмотрительным».
Тем не менее, здесь же святой дает читателю надежду и приободряет его, обещая, что Бог не оставит того, кто стремится к Нему всем сердцем: «Немощь нашу и душевное бессилие несомненною верою, как десною рукою, представляя и исповедуя Христу, непременно получим помощь Его, даже сверх нашего достоинства, если только всегда будем низводить себя в глубину смиренномудрия».
Иоанн разложил свой духовный опыт восхождения к Богу на тридцать этапов, которые в свою очередь, можно объединить в несколько больших групп:
– борьба с мирской суетой (то есть избавление от всего, что может отвлекать христианина от дела спасения);
– испытание скорбей на пути к блаженствам (без чего просто невозможно ощутить их подлинную ценность);
– борьба с пороками (то есть по факту борьбу с самим собой, со своей «темной стороной», для которой грех любим и привычен, меняя себя через приучение себя к добродетели);
– обретение душевного мира (как называл это состояние сам Иоанн, достижение «земного неба» и «воскресение души прежде всеобщего воскресения»);
– вершиной всего пути Иоанн называл достижение одновременно трех добродетелей: веры, надежды и любви, а «Бог есть Любовь» (1Ин. 4:8), то есть, предполагается воссоединение с Богом финале этого многотрудного пути.
Кто-то скажет, что «Лествица» — рудимент прошлого, монашеская книга, труд с довольно сложным языком изложения. На Руси «Лествицу» любили читать Великим постом, и вообще ее трудно назвать «неполезной» для мирян. Книга требует неспешного и осмысленного чтения, и, начав знакомиться с ней в дни Четыредесятницы, можно продолжить ее изучение и после нее. Мы, к сожалению, разучились читать и стали потребителями информации. Наши предки духовно были в разы грамотнее нас. При том, что так называемой духовной литературы у них было гораздо, гораздо меньше, еще не всем она была доступна, а не разумевшие грамоты могли лишь слушать, жадно запоминая сладкие слова Писания или Пролога. Но отсутствие материала компенсировалось глубочайшим анализом, повторением (которое есть мать учения) и осмыслением прочитанного. «Лествица» кажется маленькой книжкой. Всего-то тридцать глав о самой ее сути, да несколько дополнительных. При желании можно прочитать за пару тройку вечеров. Но будет ли толк от такого чтения?
Если хорошо подумать, даже «марафон» в режиме чтения «Лествицы» в течение тридцати дней поста – очень быстрый темп. Поэтому, возможно, действительно правильным советом к ее изучению будет распределение одной главы не несколько дней с обязательным анализом. Скажете, это лишнее? Но тогда почему Православная Церковь посвящает преподобному Иоанну целое воскресенье, ступень Великого поста, важнейшего из периода для христианина в календарном году? В книге автора даны практические советы по воссоединению с Богом. Поэтому мимо книги нельзя просто так взять и пройти мимо. И если она читалась однажды, то всегда полезно вернуться к ее изучению вновь. Преподобный Иоанн учит нас, как построить личную лестницу восхождения к Богу.
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (213) раз