Слушаюсь или повинуюсь? Можно ли не следовать совету священника
«Кто повинуется отцам своим, тот Господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется», — наставлял преподобный Антоний Великий. А если человек не чувствует в себе сил взращивать эту добродетель? Может ли христианин сказать «нет» духовному отцу в определенных жизненных ситуациях? На этот и другие вопросы читателей отвечает протоиерей Владимир Гофман.
Как правильно толковать слова батюшки Серафима: «Послушание превыше поста и молитвы»?
— Не надо приписывать эти слова преподобному Серафиму. Возможно, он их и говорил, но говорили их и другие задолго до него. О послушании и смирении часто упоминал преподобный Иоанн Лествичник, например. В Священном Писании такого выражения нет. Это своего рода монастырский фольклор. Именно монастырский, потому что касается это утверждение прежде всего монашествующих. Жизнью монахов управляют старцы, которым нечто в духовной жизни открыто, таким был и сам преподобный Иоанн.
Выражение о послушании, которое превыше поста и молитвы (такого, кстати, и быть не может) — находка для любящих властвовать и командовать, с одной стороны, и для ленивых и боящихся ответственности, с другой. Что же оно значит для нас? А значит оно действительно немало. Послушание означает, что мы прислушиваемся к словам мудрого человека, размышляем, соотносим со своим видением и сами принимаем решение. Безусловное послушание возможно только Богу, а чтобы Его услышать, надо иметь не только уши, но и мозги. По апостолу Павлу: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5:21).
Провела в монастыре три месяца послушницей. Иногда находило смущение: казалось, что требования сестер абсурдны и не имеют ничего общего с приобщением к духовной жизни. Знаю, что многие, начав жить в обители, сталкиваются с такого рода сомнениями. Нужно ли смирять в себе подобные чувства или высказать их вслух?
— Вы же сами решили пожить монастырской жизнью. Теперь имеете о ней ясное и вполне конкретное представление. Это не значит, что она везде такая и только такой должна быть. Конечно, о жизни в монастыре вопрос надо бы задавать монахам, а не «белому» священнику. Могу только одно сказать: на мой взгляд, монастырь не должен превращаться в трудовой лагерь. Люди туда идут за духовной жизнью, а сталкиваются порой совсем с другим послушанием, когда на молитву у них ни времени, ни сил не остается. Тогда зачем монастырь? Трудиться во славу Божию можно и в миру. Но также я думаю, что любое испытание надо пройти до конца, а потом уже иметь право делать выводы и высказывать их.
Посоветуйте, пожалуйста, какую духовную литературу можно почитать о послушании и смирении?
— Не может быть для всех одинаковых рекомендаций. О послушании и смирении говорили все святые отцы. Надо только помнить, открывая их творения, что писали они или говорили для монашествующих, жизнь которых, и внешняя, и внутренняя, в корне отличается от жизни мирян. И те, и другие служат Богу, но разными способами. Поэтому, будучи мирянином и читая святых отцов, не нужно примерять на себя монашеские одежды, у вас свои есть, не менее угодные Богу. Я бы посоветовал всем ищущим духовности читать Новый Завет — все четыре Евангелия, Деяния Апостолов, апостольские послания христианам разных Церквей. И не раз, и не два прочесть, а много больше, да еще и толкование этих главных в нашей жизни книг. И там учиться смирению, послушанию и любви — у Христа, отдавшего на Голгофе жизнь за нас.
В сложной жизненной ситуации посоветовалась с батюшкой, и он дал мне хороший совет. В то же время совет дал мне близкий человек, которого я очень уважаю и ценю его жизненный опыт. Проблема в том, что они посоветовали противоположное. Кого же послушать?
— Если оба уважаемых вами человека дали вам хорошие советы, то как они могут быть противоположными по содержанию? Никакой сложной ситуации тут нет. Вы создаете сложности сами. Спросили одного, спросили другого, сопоставили со своим мнением — и принимайте решение. А порой и спрашивать не нужно, своя-то голова для чего? Неуверенность в себе и боязнь ответственности не лучшие качества. Надо их преодолевать. Иногда ведь до абсурда доходит: спрашивают у священника — развестись с мужем или нет? Обращаться к врачу или нет?
Да, можно в каких-то случаях искать мудрого совета. Но следовать ему или нет, решать вам. Вовсе не значит, что вы обязательно должны поступать так, как вам посоветовали. Верующий человек сверяет свою жизнь, прежде всего, с евангельскими принципами и следует им, это позволяет ему принимать правильные решения.
Живем с мужем 15 лет. Оба верующие, воцерковленные люди. Всегда была убеждена, что мужчина должен быть главным в семье, но после некоторых поступков супруга совсем нет желания признавать его авторитет, потому что потеряла к нему уважение. Дайте совет, как правильно поступить.
— Пятнадцать лет муж был авторитетом и вдруг перестал им быть — это как же? Или вы раньше не замечали (делали вид, что не замечаете) его неавторитетных поступков, или наконец проявили свое стремление быть в семье главной. Любой человек может оступиться, имеет право на ошибку. Помогайте мужу исправлять их, поддержите его, укрепляйте его авторитет в семье. Это ваша главная задача. Супругам надо почаще читать послания апостола Павла и думать о том, что в них написано: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф 5:22–25). Или нам Священное Писание не руководство к действию?
На исповеди батюшка сказал мне читать акафист каждый день в течение месяца. Но я не уточнила, была ли это только рекомендация с его стороны или послушание, которое нужно выполнить обязательно. Какое наказание бывает, если мы не делаем то, что говорят батюшки?
— Священник имеет права рекомендательные — он может сказать, что сегодня лучше вам воздержаться от причащения, полезно почитать акафист или канон, помолиться с поклонами и т. д. Все это должно нести характер совета, полезного в вашей духовной жизни, который поможет вам освободиться от греха. Так что никакого наказания за невыполнение быть не может. Вам посоветовали, вы решаете, принять совет или нет. Ну, а если приняли сознательно, тогда уж выполняйте. Такой совет и даже такая форма, как епитимья — не наказание, не кара за грехи, но лекарство от греха. Это как рецепт у врача — вам выписали снадобье от болезни, но вы можете и не покупать прописанное доктором, дескать, я своими силами справлюсь. Только вот справитесь ли?
Я взрослый самостоятельный молодой человек. Воспитывался в православных традициях. Проблема в том, что родители стараются контролировать меня, не желая понимать, что у меня есть своя жизнь. Как объяснить им, что у сыновнего послушания должны быть границы?
— Священное Писание дает нам заповедь о почитании родителей. Ее все знают: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь» (Втор 5:16). Но есть и другая, она содержится в послании апостола Павла к жителям Эфеса: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф 6:4). То есть и родителям дается совет.
Конечно же, существует золотая середина в уважении и послушании родителей и детей. Воспитал отец своего сына в «наставлении Господнем», и дальше сын сам управляет своей жизнью. А родители молятся за него, но уже не влезают на капитанский мостик. И если воспитали правильно, то и вопросов не возникнет — сын будет жить в Законе Господнем, зачем же вмешиваться? А когда у него возникнет необходимость спросить совета у родителей, он, почитая их, спросит сам.
Апостол в другом послании еще раз подчеркивает эту мысль: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21). Птенцов учат летать, но когда они научатся, то летают самостоятельно. Наука, казалось бы, не сложная, да, как видно, трудновыполнимая, причем с обеих сторон.
Батюшка, как христианин может проявить свою волю? В чем она заключается?
— Воля христианина заключается в том, что он старается жить по заповедям, данным ему Господом и Его святой Церковью. Сильная воля тут нужна, очень сильная. А свидетельство тому — вся христианская история.
Протоиерей Владимир Гофман
Подготовила Дарья Петрова
Источник: Сайт Нижегородской митрополии
Просмотрено (423) раз