Как бороться с блудными помыслами
Любой грех и блуда, и пьянства, и гнева начинается с принятия помысла, мысли о нем. Например, зашел человек в магазин, что-нибудь купить и взгляд его упал на витрину со спиртными напитками. И вдруг, внезапно, мысль: «А не взять ли мне бутылку крепленого красного и выпить сегодня вечерком? А лучше две». Если он с этим помыслом справился, поборол его или отвлекся, греха он не сделал, а если согласился с помыслом и воплотил его в жизнь – совершил грех пьянства. Также бывает и с помыслом блуда. В начале он появляется (чаще всего через какой- нибудь визуальный, зрительный образ), потом человек его принимает и совершает мысленный блуд, а после и блуд или рукоблудие реальные. В аскетической святоотеческой литературе все это очень хорошо и подробно описано. Греховные помыслы вещь обычная, чаще всего они внушаются нам самим дьяволом. Святые отцы учат нас не считать их своей кровной собственностью, не бояться их, но и не беседовать с ними. Самая главная задача научится отсекать помыслы вовремя, когда они только появятся на границе нашего сознания.
Да, действительно, сложно хранить свое зрение и ум в чистоте современному мужчине, современному христианину. Сложно, но можно. Грех начинается тогда, когда мы смотрим на человека с вожделением, как сказано в Евангелии: «…всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем» (Мф. 5:28), бросаем нескромные, блудные взгляды. И, конечно, со взглядами, вообще, нужно быть очень осторожными. Если мы имеем в душе слабость к прекрасному полу, знаем эту слабину, нужно стараться находясь на улице, в метро и в других общественных местах, поменьше «пялиться» по сторонам. Это, вообще, невежливо – пристально рассматривать людей, и пользы от этого, уж точно нет. Одна знакомая мне девица говорила, что ее любимым занятием в общественном транспорте, является рассматривание пассажиров; как они одеты, какие у них лица, о чем они, возможно, думают в данный момент. Это занятие весьма неполезно. Почему? Сразу можно наделать несколько грехов: осудить человека по внешнему виду или выражению лица, позавидовать или соблазниться тем самым блудным помыслом. Так что лучше творить молитву, читать или слушать что-нибудь в наушниках, чем глазеть по сторонам.
Если мы знаем, что нас очень соблазняет женское тело, первое, что нужно сделать – не фиксировать взгляд на нескромно одетых женщинах. Как фотограф ищет, что сфотографировать, но снимает далеко не все. Если ему какой-то объект не нужен, он просто переводит камеру. А вот если он нацелился и уже «щелкнул», то этот образ уже остался с ним, в его фотоаппарате, он будет его потом рассматривать. И поэтому нужно фиксировать, фотографировать только то, что нам нужно. Если будем фиксировать внимание на женщинах, очень легко потом принять блудный помысел, образ и начать совершать с ней мысленный грех. Нужно поменьше замечать вокруг красивых женщин, не прилепляться к ним взором, воспринимать эту пестроту платьев и тел, как некий фон, глядеть на главное, на то, что нам действительно нужно.
Второй момент. Грех не во взгляде, а в отношении. Как мы воспринимаем женщину? Как цель для вожделения или как нечто нейтральное, не наше. Приведу такую аналогию. Представьте, что мы находимся в Москве, где-нибудь на Тверской улице. Кругом шикарные машины: «Ауди», «Мерседесы», «Ленд Крузеры», иногда промелькнет даже «Бентли», а у нас скромные «Жигули» или мы, вообще, идем пешком. И вот у нас есть выбор: или впасть в грех (зависти, вожделения, осуждения), или просто на обращать на все это автовеликолепие внимания, а может быть даже порадоваться за обладателей иномарок. Да это красиво, престижно, комфортно, но это не мое и моим, скорее всего, никогда не будет.
Также и со взглядами на женщин. Особенно это относится к мужчинам женатым. Как говорит народная мудрость: «в чужую жену бес ложку меда кладет». Для женатого должна существовать только одна женщина – его жена, он должен оценивать как женщину только ее.
Теперь о коллективе. Здесь тоже можно уберечься, даже если мы общаемся с красивыми женщинами каждый день. Ведь человек сам дает себе разрешение: на эту посмотрю, а на эту смотреть не буду – не мое. Только сам. Представим, что какой-то юноша имеет красавицу- сестру, которая еще при этом не очень скромно одевается. Или мать у него еще молодая и красивая. Но ведь даже если этот молодой человек не придерживается крепких нравственных устоев, он все равно не будет на них разжигаться, совершать с ними мысленный блуд. Он, конечно, будет всячески бороться с этими мыслями и желаниями. Ведь это немыслимо, запрещено, это моя мать и родная сестра! Значит можно бороться? Так значит нужно представлять, что все соблазняющие нас женщины – это наши сестры и относиться к ним по- родственному, с уважением, но без вожделения. Видить в них не соблазнительную женщину, а человека, с которым можно общаться (конечно с осторожностью), которому можно помочь, если нужно, например по работе, но не более. Как пишет святитель Феофан Затворник, общаясь с женщинами, нужно научиться держать сердце на привязи и смотреть на них «очами детей, которые смотрят на женщин чисто, без дурных мыслей». Помню, один известный музыкант рассказывал, как постепенно изменялось его отношение к молодым поклонницам, фанаткам, посещающим его концерты. В молодости, они соблазняли его, он смотрел на них с вожделением, но со временем, где-то после сорока лет, когда уже выросли свои дети, он стал смотреть на них, как на своих взрослых дочерей, уже без нечистых мыслей.
То есть нужно изменить свое отношение к женщинам. Эти приемы правильного общения со слабым полом незаменимы в священнической и врачебной практике. Когда проходят за помощью дамы, очень часто молодые и красивые, да к тому же начинают рассказывать всевозможные интимные подробности своей биографии, требуется особенное трезвение, чтобы сохранять нужную дистанцию и относится к ним просто как к людям, нуждающимся в твоем совете и помощи. У священника с годами вырабатывается некий духовный иммунитет на женщин. Ведь даже батюшкам монашествующим приходится принимать исповедь у молодых женщин, посещающих монастырь, или совершая свое служение на приходе. Приведу на этот счет одну притчу. Два монаха возвращались после престольного праздника из дальней обители в свой родной монастырь. У ручья они увидели красивую девицу, она хотела перейти на другую сторону, но боялась замочить платье. Один инок, чтобы не видеть женской красоты, отвернулся от нее, другой, молча поднял девушку и перенес через ручей. Далее монахи в безмолвии продолжили свой путь, но около самого монастыря первый инок спросил второго: «Брат, как же ты мог коснуться женщины?» Тот ответил ему: «Я просто помог ей и больше не вспоминал, оставив там, у ручья, а ты несешь ее с собой до сих пор».
Из книги протоиерея Павла Гумерова «В помощь пришедшим на исповедь»
Просмотрено (412) раз