Бог борется за спасение грешников. Новомученики о Марии Египетской
Праздники, как храмы, вводят нас в мир благодати и удивительных смыслов. Они пронизаны светом и теплом для истомленной души, побуждают христианина к подвигу веры ради спасения и жизни вечной.
Великий пост мобилизует всю нашу духовную силу. В это время, по мысли сщмч. Анатолия Жураковского, «Церковь пробуждает нашу спящую совесть множеством воспоминаний и устрашений, скорбных и тревожащих».
Сегодня Дух Святой приготовил нам пищу из жизни и покаяния преподобной Марии Египетской. Один из Собора Одесских святых, сщмч. Серафим Чичагов, изложил житие и покаяние святой Марии Египетской в художественной форме, можно заглядеться, как он описывает шествие высокой, красивой египтянки по улицам Иерусалима, то, как она была горда и слепа в своей страсти и как смирил её Бог милующий. «Блестящая молодая красавица не помышляла о глубокой нечистоте своей», но вдруг осознала, почему её Господь не допускает поклониться Кресту. В душевном потрясении она увидела мерзость своей души.
Это был Божий призыв, на который она откликнулась: «Поняла она ясно, что Сын Божий свидетельствует ей, Своими крестными страданиями о том, что она не ошиблась, что Он взял с Собою на Крест все ее грехи, что она уже искуплена и прощена, если только навсегда отречется от прежней жизни и сделается Христовою. Исчезнувший в это время из ее сердца страх заменился не только надеждою на спасение, но и неизъяснимою радостью. Чувство беспредельной преданности и благодарности охватило все ее существо».
Она скрылась на 47 лет от человеческих глаз, скрылась для покаяния, очищения души и тела.
Рано погрузилась в море страстей Мария. Бог, как самый опытный Спасатель вытянул её тонущую и дал силу понять весь обман удовольствий и славы. Незаметно поднимают волны страстей на свои вершины. Солнечными зайчиками слепят духовный взор, чтобы мы не очнулись. Затем опускают всё глубже и ниже, чтобы утопить и выбросить наш труп, на скалистый дикий адский берег. Но Господь, нас милует и призывает.
Житие прп. Марии, по слову новомученика, показывает, что «нет человека, духовно рожденного Таинствами Церкви, которого бы благодать Божия не призывала видимо, ощутительно к сознанию своей греховности и близости к гибели». Господь зовет и заботится о тех, кто крещен, но еще не понял Нового Завета, кто еще не вошел в Царство сознательно.
Сщмч. Серафим на основании житий святых и пастырского опыта дает массу примеров таких спасенных. Бог может действовать через: «сновидения, беды и опасности, стечением обстоятельств, чтением Священного Писания и в особенности Евангелия, тяжкою болезнью, обмороком, мыслью о любимой благочестивой матери, пробуждением во время богослужения, слышанной в Церкви проповедью, взглядом на чудотворную икону, присутствием при смерти близкого или необыкновенного человека, искренней дружбой, благодатной беседой и прочее». Много путей у Бога и все для нашего спасения.
Эта неделя учит и молодость и старость. Трубою трубит житие прп. Марии о том, что нельзя относиться легкомысленно к грехам юности.
Сщмч. Фаддей (Успенский) замечает, что «большинство людей на грехи юности смотрят слишком легко, как на невинные, даже милые забавы, которые не оставят потом в душе никакого следа. Как глубоко заблуждаются эти люди! Вспомним, что ведь Мария на 12-м году жизни ушла из дома родителей в Александрию, чтобы предаться греховной жизни. А источником скольких бедствий послужили для нее эти грехи, которым начало положено было в юности!».
Борьбу со страстями необходимо начинать с юности, которая определяет всю последующую жизнь. Преподобная Мария еще 29 лет отроду её начала. Сщмч. Фаддей продолжает: «Совершенно напрасно думают, что не юность, а старость – время, наиболее удобное для борьбы со страстями. Юность – возраст, в котором особенно часто определяется вся последующая жизнь или в сторону добра, или в сторону зла. Вот что говорит об этом возрасте святой Иоанн Богослов: «Пишу вам, юноши, потому что вы сильны и победили лукавого» (1 Ин. 2:13-14), то есть сильны для борьбы со страстями и их виновником – диаволом и наиболее удобно можете побеждать их».
Вообще человек так устроен, что у него есть сильные и слабые стороны. Причем этот же принцип работает, как в добродетельной, так и в греховной жизни. По учению подвижников у каждого из нас есть тот или иной порок или страсть, которая владеет нами, поэтому прежде всего надо бороться против нее. Прп. Иоанн Лествичник учит: «Кто видит в себе какую-нибудь господствующую страсть, тому должно прежде всего против ней вооружиться, особенно же, если это домашний враг, ибо если мы не победим сей страсти, то от победы над прочими не будет нам никакой пользы».
Сколько было потрачено на грех столько необходимо было прп. Марии лет каяться. Сщмч. Сергей Мечев в этот день говорил духовным чадам о святой египтянке: «Житие нам говорит, что мы должны идти через подвиг, что Царство Божие нудится, что начинается путь Христов, путь подвига, с радости великой, как начался он и у Марии Египетской, и кончается великою радостью; а в середине идет тяжелая борьба со страстями и похотями – 17 лет боролась она с ними, как с лютыми зверями».
Мария Египетская зовет нас на подвиги. Неслучайно память прп. Марии стоит рядом с памятью прп. Иоанна Лествичника и с субботой Похвалы Пресвятой Богородицы. Особую роль в жизни и подвиге святой Марии Египетской сыграла Богородица, как она сама Её называла «Моя Поручительница». Грешника попросила Божию Матерь взять её на поруки, поручиться за неё перед Сыном Божиим, что тело её более не будет вкушать блуда: «Будь моей поручительницей пред Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотой блуда, но, воззрев на Крестное древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, Поручительница моего спасения»
По слову сщмч. Анатолия Жураковского, Мария Египетская засвидетельствовала близость Богородицы к нам. Через Неё она приблизилась к святости Сына Божия. «В единстве с Приснодевой – залог жизни и спасения». И как «ребенок питается плотью матери, согревается ее теплом, живет ее жизнью», так и в мире благодати духовной, человек живет жизнью Матери, питается Ее теплом».
Грешница вручила Её заступлению и любви свою страждущую и заблудившуюся душу и получила покой и радость.
Нельзя никого судить, Бог борется за спасение грешников, во мгновение может измениться жизнь если человек придёт к Богу. Наша жизнь известна Богу более чем нам. Именно на этом основании должна стоять добродетель надежды. Часто останавливает нас Господь, не дает просимое, попускает трудные обстоятельства. И все это для спасения. Сщисп. Лука Крымский в одном из наставлений говорил: «И нас, подобно Марии Египетской, останавливает Господь Бог на кривых и греховных путях нашей жизни весьма различными потрясениями души нашей…будем же помнить, какие неоценимые духовные блага получила преподобная Мария Египетская после того, как остановил ее Христос Бог на ее погибельном пути. Ко всему тяжкому и неожиданному, что приходится нам переживать, будем относиться с глубокой покорностью воле Божией, а не с греховным ропотом на Бога, спасающего нас».
Из наставлений новомучеников мы замечаем, что житие прп. Марии – это бесценный дар Церкви нам, кающимся христианам. Господь призвал её увидеть свои грехи и отречься их. Всю жизнь положила она на борьбу за чистоту. Мало она знала о Боге в своей порочной юности и этим, о, как она похожа на наших современников. Но Господь её призвал, призывает и нас: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. 4:17).
Иерей Андрей Гавриленко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (109) раз