Почему согрешил Адам?
Как мог первый человек согрешить, если Бог создал его хорошим? По какой причине произошло это падение?
Отвечает протоиерей Димитрий Гарчук:
– В Библии рассказывается о том, что змей, которого диавол избрал орудием для соблазна прародителей, стал склонять прародителей нарушить заповедь, данную Богом: «подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт. 3, 1). Ева подтвердила, что им Бог запретил вкушать эти плоды и предупредил: «не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3, 3).
В ответ на это диавол говорит ложь, которая достигла цели, потому что возбудила в душе Евы гордость: «нет, не умрете <…> в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4–5).
Поверив искусителю и соблазнившись привлекательным видом запретного дерева, Ева вкусила плод и дала мужу. И он ел.
Вина Адама была тяжелее, потому что он непосредственно получил от Бога эту заповедь еще до сотворения Евы. Он усугубил вину тем, что пытался оправдаться и возложить вину на Еву: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3, 12).
Святые отцы говорят, что грехопадение произошло по зависти диавола. Однако Творец дал человеку свободную волю. Поэтому главная вина ложится на наших прародителей.
При сотворении человек был чист и невинен. Благодаря такому нравственному устроению он находился в непосредственном общении с Богом. В силу первоначальной гармонии в отношениях прародителей со своим Творцом отсутствовала необходимость религии. Однако, преступив испытательную заповедь, человек нарушил первый завет, установленный Богом в раю.
Преступление прародителей имело глубокое воздействие на человеческую природу, определившее всю последующую жизнь человечества, потому что созданный Богом человек пожелал сознательно и свободно вместо воли Божией установить свою волю в качестве главного жизненного начала. Попытка тварной природы утвердиться в собственной автономии грубо извратила Божественный творческий план и привела к попранию установленного Богом порядка. Неотвратимым логическим следствием этого стало отпадение от Источника жизни.
Бытие вне Бога для человеческого духа есть смерть в прямом и точном значении этого слова. Святитель Григорий Нисский пишет, что пребывающий вне Бога неизбежно пребывает вне света, вне жизни, вне нетления, ибо все это сосредоточено только в Боге. Удаляясь от Творца, человек становится достоянием тьмы, тления и смерти. По мысли того же святого, никому невозможно существовать, не находясь в Сущем.
Итак, поддавшись искушению исполненного зависти диавола, человек пожелал утвердиться в своей природе. Этот момент в истории человечества является сокровенным, и знаем мы о грехопадении то, что открыто в Священном Писании.
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (206) раз