Трудный путь борьбы с блудом
«От юности моея мнози борют мя страсти …» Эти слова церковного песнопения мы регулярно слышим за Божественным богослужением. С самого раннего возраста страсти, подобно диким лютым зверям, нападают на человека. Если бы не особое попечение Божие, если бы не заступничество Пресвятой Богородицы и святых, ни одна душа в мире не спаслась бы от натиска греховных страстей.
Вглядываясь в печальную картину нашей жизни, с сожалением приходится отмечать, что мир все больше и больше погружается в пучину разврата, разнузданности и плотской нечистоты. Поистине ни один из демонов не преуспел так в мире, как бес блуда.
Явление это не новое, во все времена культ блуда занимал видное место. Но в наше время эта страсть приобретает все более изощренные и уродливые формы, оказывая разрушительное влияние на молодые неокрепшие умы, отчего становится по-настоящему страшно за будущее наших детей.
Запретный плод давно перестал быть запретным, и то, о чем было стыдно и неприлично говорить, то, что раньше считалось табуированно закрытой темой, сегодня выносится на всеобщее обозрение и всемирно проповедуется из всех доступных информационных носителей. Ведется открытая пропаганда вседозволенности и откровенного разврата, юные детские души выступают апологетами добрачных и свободных отношений, а целомудрие и чистота высмеиваются как ненужный пережиток архаичного прошлого, культивируется блуд в обществе, воспеваются низкие моральные ценности. Блудная страсть втягивает в свой адский круговорот бесчисленное множество людей, особенно подростков. «Долой стыд!» – вот главный лозунг этих мнимых «борцов» за права и свободу человека. Поэтому нам извне прививаются новые моральные ценности, происходит попытка изменить наше сознание, появляется новая религия, которая позволяет человеку брать от жизни все, что запрещено Христом. И есть только один удерживающий, который не позволяет этому миру провалиться в бездну греха, – это Церковь Христова.
Святые учат, что от человека, впавшего в блуд, отходит Святой Дух: как дым отгоняет пчел, так и телесная скверна отгоняет благодать Божию. Не могут ужиться в одном теле чистое и нечистое, не может Бог пребывать в одном месте с диаволом. Потому человеку, растлившему свою плоть блудом, требуется долгое время для восстановления, уходят годы борьбы, чтобы хоть как-то реанимировать себя для Бога и Вечности. Как телесная чистота уподобляет нас бесплотным Ангелам, так и блудная страсть уродует в нас образ Божий и мы становимся демоноподобными. Тело – это Божий дом, предназначенный для единения человека с Богом, от того диавол ведет злейшую брань за обладание этим важным стратегическим пунктом. Апостол Павел нас грозно предупреждает: Если кто разорит храм Божий, – то есть тело, – того покарает Бог (1 Кор. 3: 17).
Блуд бывает двух видов: плотский и духовный. Плотский – это когда наша плоть, предназначенная для служения Богу в святости и чистоте, предается сладострастию, омерзительным и постыдным делам, удовлетворяя своим низменным потребностям, а духовный блуд – это когда наша душа раболепно преклоняется перед земными удовольствиями, когда место Бога занимают предметы мира, что можно сравнить с идолопоклонством. Измена Богу – это не только блудное соитие и плотское осквернение, но и невидимое для человеческого глаза поклонение земным предметам вместо Творца.
Существует распространенное заблуждение, будто бы блуд касается исключительно телесной нечистоты. Это не так. Любое принятие блудного помысла и услаждение им приравнивается к самому греху, по слову Спасителя. Даже есть лица, которые хвалятся перед другими хранением своей чистоты тела, тогда как в своей голове рисуют или принимают настолько развращенные образы, которых на деле не осуществил бы ни один блудник. Потому, не оскверняя свое тело, можно иметь оскверненный ум.
Вся эта неделя посвящена воспоминанию подвига женщины-борца – преподобной Марии Египетской. Являясь немощным сосудом, облеченным в хрупкую нежную оболочку, она вела ожесточенную войну с блудной страстью. Ее подвиг – это прекрасный образец для назидания и практического руководства в преодолении греха для каждого из нас и всех последующих поколений.
С чего началась борьба преподобной? С того, что она перестала себя жалеть. Очень часто саможаление выступает камнем преткновения в духовной борьбе. За саможалением скрывается эгоистичная любовь к своей плоти, к привычному образу жизни. Всякий раз, когда Ангел призывает нас встать на борьбу, мы откладываем дело своего спасения в долгий ящик и, как бы успокаивая себя, говорим, а даже порой обещаем Богу, что с завтрашнего дня начнем жить по-другому. Преподобная Мария сразу же откликнулась на Божий призыв. Не думая о том, что с ней будет в пустыне, она возложила все упование на спасительный Промысл Божий. Вчитываясь в ее житие, восхищаешься тем, с какой легкостью и смирением она приняла возложенное на нее послушание, данное Божией Матерью: «Иди за Иордан, там найдешь свое спасение». Покаяние начинается с оставления прежнего образа жизни. Преподобная Мария не вернулась в привычную для себя среду. Она все оставила и удалилась в пустыню.
Отсекая повод ко греху, мы отсекаем и сам грех. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Не удаляющий себя от причин греха бывает против своей воли увлекаем грехом» (Слово 57). Это не значит, что все мы должны дружно пойти в пустыню – силенок нам не хватит. Но мы обязаны удалиться от всего того, что тлетворно влияет на нашу душу: от людей, которые развращают наши добрые нравы, от предметов, которые служат соблазном для нас. Иными словами, наша пустыня – это уход от всего того, что искушает нас.
Грешник не ждет от Бога скорой награды. Он наказывает себя настолько сурово, что готов принять от Десницы Божией любое наказание, вплоть до смерти, потому что смерть тела не так мучительна, как угрызения совести. Когда человек ощущает свою вину, он не хочет ни есть, ни пить, думая, будто такого образа жизни он заслуживает, и тем самым искупает свои грехи. Преподобная взяла с собой в пустыню несколько хлебов. И этот эпизод показателен и важен, ведь ограничение в пище – это еще один действенный способ в борьбе с демоном блуда. «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты», – поучает преподобный Ефрем Сирин. Отказаться совсем от пищи было бы неразумно и неправильно, а вот выходить из-за стола чуточку голодным является золотым правилом святоотеческой мысли, и это под силу вынести каждому. Необходимо и ограничение в мясной пище, которая делает наше тело дебелым; алкогольные напитки, от пресыщения которыми появляются сладострастные желания, также стоит исключить, чтобы достичь успеха в этой борьбе. Уменьшая количество пищи для тела, мы укрепляем свой дух.
В канонах и правилах апостолов и святых отцов грех блуда наказывается 15-летним отлучением от Причастия. Но срок этот может быть сокращен в зависимости от степени раскаяния кающегося и духовного состояния человека. Преподобная Мария добровольно возложила на себя епитимью, отлучив себя от Причастия на 47 лет. Это говорит о том, насколько она возненавидела свой грех. Строгость ее жизни – это не попытка убить свое тело, это показатель того, насколько она ему не доверяла.
Мы привыкли приносить покаяние перед аналоем на словах, а преподобная принесла Богу деятельное покаяние своей жизнью. Вот такая жажда и ревность по Богу была у нее. Ее любовь к чистоте доказывается ее образом жизни и способами борьбы. Дай Бог и нам всем такой серьезности в принесении раскаяния, помня, что любой грех должен омыться потоками слез, а времени оплакать себя может и не хватить.
Жизнь преподобной матери нашей Марии – это не только яркое пособие духовной войны, но еще и утешение для тех, кто опустил руки в борьбе. Будем помнить, что, каким бы тяжелым ни был наш грех, Бог в силе простить его, если мы принесем слезное покаяние и решимость в служении Ему. Незадолго до блаженной кончины преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому что не имеем к тому решимости, – ответил преподобный. – Если бы имели решимость, то жили бы как отцы наши». Поэтому решимость – это первый шаг к победе.
Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Аминь.
Иеромонах Кирилл (Попов)
Источник: Сретенский монастырь
Просмотрено (237) раз