Выбрать страницу

Вторая заповедь блаженства: о чём мы плачем?

Вторая заповедь блаженства: о чём мы плачем?

Нам говорят, что православие — о радости, но в то же время минимум раз в неделю мы вспоминаем заповеди блаженства, одна из которых гласит: «Блаженны плачущие». Как же правильно жить? Какие слёзы спасительны? Неужели спасутся только плаксы? Всё разъяснил протоиерей Владимир Шутов.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

 

О заповедях любви

Прежде чем обсуждать вторую заповедь блаженства, хотелось бы сказать несколько слов о Нагорной проповеди. Важно понять, что это не просто слова, а целое нравственное учение, которое в Евангелии от Матфея заняло несколько глав. Если сравнить заповеди блаженства с ветхозаветными заповедями Моисея, то можно заметить, что не только содержание, но даже внешние условия их обретения очень отличались.

На Синайской горе находился только пророк Моисей, никто не мог приблизиться к нему: вокруг гремел гром, сверкали молнии, нависало тёмное облако, все трепетали и пребывали в смятении. Совсем иная картина предстаёт перед глазами, когда мы читаем, как проповедовал Христос. Господь выбирает место живописное — это была небольшая возвышенность, освещённая солнцем и овеваемая лёгким ветром, вокруг было множество людей, которые могли слышать Христа и быть рядом с Ним. Людям был дан новый Закон, который, в отличие от ветхозаветного, не был ограничительно-запретительным. В нём открывалось море благодати, потому что это был закон любви, а не справедливости. Этот закон был нов и необычен, и до сих пор, сталкиваясь с заповедями блаженства, мы порой становимся в тупик: как понимать те или иные слова Спасителя? Как воплощать их в жизнь?

Плач духовный — это что?

Вторая заповедь гласит: «Блаженны плачущие». Что это значит? Мы плачем, когда нам больно. Какое отношение это имеет к любви? Чтобы понять заповеди блаженства, надо прежде всего понять, что это закон духовного совершенства. Божественная Любовь, которая сошла к нам на землю, дала нам нравственный закон для того, чтобы мы были счастливы, чтобы могли приблизиться к своему Творцу. Поэтому предложенные Им заповеди и называются «заповедями блаженства».

Все заповеди блаженства взаимосвязаны. Первая гласит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», вторая — «блаженны плачущие, ибо они утешатся». Человеку необходимо немного смириться, обрести духовную нищету, чтобы потом он мог плакать. Важно понимать, что здесь имеется в виду плач не в мирском понимании, когда мы плачем от боли, потери, обиды, а плач духовный. Это не плач скорби, а плач сокрушения, блаженный плач о потерянном рае и утраченных отношениях с Тем, Кто нас любит, Кто дорог нам и Кому дороги мы. Его рождает нищета духа.

Слёзы покаяния и другие формы плача

Если обратиться к истории Ветхого Завета, мы увидим, как многие пророки плакали о своём несовершенстве. Например, царь Давид, который в псалмах часто воздыхает о своих грехах: «Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою» (Пс. 6:7). А в Новом Завете вспоминается плач апостола Петра: «Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал» (Лк. 22:61-62). Плакал и Сам Господь — над Лазарем, которого любил, и в Гефсиманском саду, где Он пролил кровавые слёзы.

Плач — это выражение духовного состояния человека. Он бывает разный. Преподобный Ефрем Сирин различает три различные формы плача. Первая — плач о том, что связано с нашей обычной земной жизнью, о видимых предметах. Вторая — та, что так необходима нам — это слёзы покаяния. Третья — это плач грешников, о котором говорит Священное Писание: «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 8:12). Так вот второй вид плача — слёзы покаяния — по словам святого «сладки и полезны». Они крайне необходимы для духовной жизни, потому что это благословенная печаль о наших грехах. Человек что-то сделал не так и понимает, что это наложило отпечаток на его отношения с Творцом, лишило его света, радости, покоя. Если печаль об этом связана с Богом, то она, по словам апостола Павла, приведёт ко спасению: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10).

Может ли печать быть радостной?

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Мы получим утешение, когда наша печаль будет о Боге, то есть когда мы осознаем, как далеко отошли от Него. Но эта печаль светла и радостна, потому что мы знаем, как прекрасно возвращение к Нему. Эта радостная печаль рождается в сердце через умиление и духовное размышление. У преподобного Иоанна Лествичника в «Лествице» целая глава посвящена радостотворному плачу. В ней он пишет: «С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании, пока оно не поставит тебя выше всего земного и не представит чистым Христу». То есть мы должны сами себя провоцировать на такую печаль, это называется богомыслием.

Способен ли на это современный христианин? Да, особенно если обратится к опыту святых отцов. Преподобный Ефрем Сирин, например, задавал себе вопросы: насколько грешным окажусь я в страшный час? Как предстану перед Престолом Всевышнего? Что буду делать в чертогах святых? Как святые узнают, что я достоин быть среди них? Мученики будут показывать свои раны, подвижники — свои добродетели, а я что покажу, кроме лени и нерадения? Когда человек задаёт себе такие вопросы, это порождает в сердце печаль и скорбь о его духовном состоянии и о состоянии мира, в котором он живёт. А дальше вступает в действие благодать Божия. Как писал апостол Иоанн: «Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). В чём наша радость, в чём наше утешение? — в том, что «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).

Здесь, на земле, может утешить только Господь. Наша вера христоцентрична, то есть сосредоточена на Боге. Печаль о Господе превращается в радость, потому что утешителем становится Сам Господь. Если хотим быть счастливыми на земле, обрести наивысшее счастье, то мы должны осознавать своё несовершенство и сокрушаться о нём, искать Божьей поддержки. Трудясь над приобретением такого духовного состояния, мы сможем и в Царствии Небесном обрести своё место.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (42) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее