Великий Понедельник. Притча о злых виноградарях
Среди притч, которые мы слышали сегодня на утрени в Евангелии, одна из центральных — притча о злых виноградарях. Она обозначает последний этап на Крестном пути Господа. Символически Евангелие показывает нам трех людей, принимающих страдания. «Иного прибили, иного убили, а иного побили камнями», — сказано о них (Мф. 21, 35). Первый — образ Христа, преданного бичеванию. Второй — образ Христа распятого. Третий — образ Христа поруганного. И только после этих трех посланцев нам сообщается о приходе сына господина виноградника. Сын Божий взял на Себя страдания всех пророков. И страдания всего мира. Могли ли Его Страдания оставить безразличными Отца Небесного и Духа Святого?
Сегодня богословы нередко говорят о тайне страдания Бога. Но что значит для Бога страдать, если Он пребывает в блаженстве вечной славы, и воскресший Христос уже не умирает? Можно говорить о Божественном согласно человеческим категориям, чтобы дать какое-то представление о страдании Бога. Но необходимо также говорить согласно Откровению, ибо Крестные Страсти Христовы — одновременно историческое событие и истина, выходящая за пределы истории. Эта духовная реальность — спасение мира — всегда присутствует в человеческой жизни, ибо Бог — вне пределов времени. То, что было совершено вчера, действенно и сегодня. Мы помним известные слова: «Христос будет страдать на Кресте до скончания мира». Будем помнить, что виноградник в этой притче — Церковь Божия, а виноградари — служители ее. Не только в Ветхом Завете, но и в Новом существует опасность стать злыми виноградарями.
Быть христианином значит быть единым со Христом. Значит обретать способность включить в нашу жизнь тайну Его смерти и Его Воскресения. Речь идет о нашей смерти для себя, чтобы явилось в нашей жизни по дару Христа то, что Он показал в Своей. В этом смысл крещения — оно соединяет нас со смертью Христовой и Его Воскресением, таинства, несводимого только к образу вхождения в Церковь. Оно творит христиан чадами Божиими, запечатлевает неизгладимой печатью Пасхи в их самых сокровенных глубинах. Будем размышлять в эти дни о верности Господу даже до смерти, слыша в притче о злых виноградарях, о тех, кто были Христовыми мучениками прежде Его прихода. Чем выше дар, тем больше ответственность.
Было время, когда к принятию крещения готовились в течение всего Великого поста, и в последний день Страстной седмицы, в Великую Субботу, вся Церковь участвовала в этом торжестве погружения новопросвещенных в воду, текущую от Источника жизни. Принять крещение значит услышать зов Христа: «Следуй за Мною». До Креста, до Воскресения. Чтобы обрести способность в течение всей Светлой седмицы, пройдя Страстную, при открытых Царских вратах вместе с ангелами и святыми петь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
Почему на Пасху все храмы будут переполнены, а в Страстные дни — несколько иная картина? Почему большинство в нашем народе — крещеные, а причащаются даже в Великий Четверг только два-три процента? Почему миллионы крещеных, когда пришло время испытания, участвовали вместе с ненавистниками Церкви в разрушении храмов? Что сделала ты, Россия, со своим крещением? Что делаем мы, христиане, с нашим даром после двадцати веков христианства? Почему святые отцы говорят, что «тайна беззакония» совершается не только сознательными врагами Божиими, но и внутри самой Церкви?
Протоиерей Александр Шаргунов
Источник: Русская народная линия
Просмотрено (45) раз