Выбрать страницу

Великая Среда: разные пути предателя и блудницы

Великая Среда: разные пути предателя и блудницы

Великая Среда занимает особое место в Страстной Седмице, хотя бы потому, что о событиях, происшедших в этот день слышали даже далекие от Церкви люди.

Великая Среда  – день особенный. Часто даже давние прихожане не могут сходу вспомнить, какие события происходили в Понедельник или Вторник Страстной седмицы. Тогда как о событиях Великой Среды знают даже многие нецерковные люди.

Трагичность этого дня подчеркнута еще и тем фактом, что именно в память о совершенном Иудой предательстве установлен постный день практически во все дни года. Но в Великую Среду Церковь также вспоминает и о грешной женщине (блуднице), омывшей миром ноги Спасителя. Вот два образа перед нашим взором: близкий ученик, у которого было все, дабы вместе с остальными апостолами во славе войти в историю распространения на земле Благой Вести, и грешница, презираемая всеми, та, к которой гнушалось окружающее ее общество, но которую Христос поставил в пример всем нам.

Мне кажется, что главное отличие между образами Иуды и блудницы – это выстроенная на любви надежда, их способность не только любить самим, но и умение принять любовь Божью. Вспомним, что и апостол Петр отрекся от Христа. Со всей ясностью он увидел ужас совершенного поступка, но он так любил Спасителя, что не мог жить без Него, он вернулся к Нему и был прощен.

Совершенно иная ситуация с Иудой. В этом человеке не было любви, а соответственно не было и надежды. Как и апостол Петр он узрел глубину своего падения, но это зрение повергло его в отчаяние без надежды. Иуда не верил, что Господь и такое его предательство простит.

«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13).

О женщине, омывшей миром ноги Господа нам мало что известно, но мы точно знаем слова Христа, Который сказал: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26, 13).

Сегодня Евангелие проповедано во всех странах и слава этой женщины давно затмила славу самых известных философов, ученых, полководцев и прочих гигантов мысли и гигантов дел. Какое дело жителям бедных африканских или азиатских государств до Анаксагора, Платона, Фихте или Конта? Что они знают о Велисарии, Флавии Аэцие или Жукове? Но многие из них слышали о том, что сделала грешная безымянная женщина для Христа.

Она в чем-то схожа с апостолом Петром. Несмотря на свое падшее состояние, в ней жила искренняя любовь к Богу, которая и стала спасительной соломинкой для ее души. Мы помним, что слава стяжается людьми за какие-то исключительные поступки или мысли. Но только представьте, что слава этой женщины многократно превзошла многих великих людей. Значит и совершенный ею поступок, также многократно значимей всего нашего исторического, философского или культурного наследия.

Два разных раскаяния

Раскаяние грешной женщины – это чистое, благодатное раскаяние, с любовью ко Христу и надеждой. За раскаянием блудницы сразу следует принятие Божьего прощения и изменение жизни. Раскаяние же Иуды – это сатанинское раскаяние, вводящее человека в состояние отчаяния и безысходности, это тупик, ожидаемым концом которого является самоубийство. Суицид становится для него единственной и последней попыткой убежать от самого себя.

Всякий грешник, осознающий глубину собственной порочности, страдает, чувствует себя недостойным не только Бога, но и вообще всякого доброго отношения к себе. Однако тот, у кого в сердце еще живет любовь, стремится разрешить свое страдание в Источнике Любви. Тогда как отчаявшийся грешник пытается отсечь страдание «механически», насильственно прекратить его, тем самым порождая еще большее страдание, но только уже не на земле, а в вечности.

Для примера, давайте вспомним речь Мармеладова – пьяницы из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. По всему видно, что этот человек носил в своей душе тяжелую муку, он пил, потерял из-за этого не только работу, но и мучал всю свою семью. Невозможно без содрогания читать о его старшей дочери Соне, вынужденной заниматься омерзевшей ей проституцией ради обеспечения своей мачехи и младших братьев и сестер. Невозможно без слез читать о страданиях этих малышей, живущих с отцом пьяницей и сходящей с ума матерью.

Сегодня перед нами два образа: Иуды и грешной женщины. Первый был близок к Христу и погубил себя, вторая и подойти к Спасителю была недостойна, но о ней уже две тысячи лет свидетельствует Евангелие.

Мармеладову болит, он явно видим яму в которую сам забрался и в которую тянет своих близких и от того ему болит еще больше. Жена его, Катерина Ивановна, погибнет. Младшие дети будут обеспечены всем необходимым в приюте. Соня, которая все время хранит искреннюю веру, оставит свою порочную деятельность и отправится на каторгу за Раскольниковым, где они найдут исцеления своих измученных душ. Погибнет под колесами экипажа и сам Мармеладов, перед самой смертью исповедавшись и причастившись. Но только посмотрите, какое глубокое чувство осознания собственного недостоинства у этого человека и какая невероятная надежда на Господа:

«Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть! … Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез, и вкусил, и обрел; а пожалеет нас Тот, Кто всех пожалел и Кто всех и вся понимал, Он Единый, Он и Судия».

Далее Мармеладов рассуждает о Страшном Суде, где Господь помилует добрых и злых, смирных и премудрых, а потом обратится к таким как он:

«Выходите, скажет, и вы! Выходите пьяненькие, выходите слабенькие, выходите соромники, – и далее продолжает, – И мы выйдем все, не стыдясь, и станем. И скажет: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!» И возглаголят премудрые, возглаголят разумные: «Господи! почто сих приемлеши?» И скажет: «Потому их приемлю, премудрые, потому приемлю, разумные, что ни единый из сих сам не считал себя достойным сего…» И прострет к нам руце свои, и мы припадем… и заплачем… и всё поймем! Тогда всё поймем!.. и все поймут… и Катерина Ивановна… и она поймет… Господи, да приидет царствие Твое!».

Мне кажется, что аналогия между грешницей, плакавшей у ног Христа, отдавшей Ему самое драгоценное, что у нее было, и Мармеладовым очевидна. Задумаемся, что принятие Господом всех таких вот «пьяненьких свиней» стало возможным благодаря Его Искупительному Подвигу, на который Он грядет в эти святые дни.

* * *

Сегодня перед нами два образа: Иуды и грешной женщины. Первый был близок к Христу и погубил себя, вторая и подойти к Спасителю была недостойна, но о ней уже две тысячи лет свидетельствует Евангелие. Первый отказался принять прощение Божье, отчаялся и погиб, вторая, не смотря на свое падшее состояние, не переставала любить, надеется и спаслась. Подумаем, что и мы с вами «свиньи» из речи Мармеладова, но глубокое осознание своего «свинства», сопряженное с любовью и искренней надеждой на милосердие Божье, открывает путь к вечной жизни, которую мы обретаем в грядущем на Голгофу Спасителе.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (67) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее 22 сентября - Праведных Богоотец Иоакима и Анны

Святые Иоаким и Анна - родители Пресвятой Богородицы, ставшей матерью Иисуса Христа. Святая Анна родила дочь чудесным образом после долгих лет бездетного брака. Православная церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, ибо они были предками Иисуса Христа по плоти... далее Прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) (1439–1515) — игумен основанного им монастыря Успения Богородицы (Иосифо-Волоколамский монастырь), крупный церковный деятель, публицист, основатель "иосифлянства", обличитель ереси жидовствующих, автор «душеполезного сочинения», называющегося «Просветитель» и ряда посланий, в которых он, споря с другим подвижником — Нилом Сорским, доказывал полезность монастырского землевладения, отстаивал необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

26 сентябряПамять обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) далее »

27 сентябряВоздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (Строгий пост) далее » Преставление Иоанна Златоуста далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы