Церковь неделима, или же можно считать ее сегодня разделенной?
Как правильно думать: 1) христианская Церковь неделима, а католики и протестанты отделились от Церкви; или: 2) Церковь сегодня разделена на православных, католиков и протестантов, и надо молиться о ее единстве?
Отвечает протоиерей Александр Проченко:
– На ваш вопрос коротко ответить сложно. И прежде чем ответить на него, нужно прояснить несколько базовых вещей.
Что такое Церковь?
В молитве «Символ веры» мы читаем: «Верую… во Едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь». Церковь едина, как и вера, и крещение (см.Еф. 4:5).
Церковь – это Тело Христово, Которое не может делиться. Это также установленное Богом общество людей, соединенных между собой: правильной верой, законом Божьим, священноначалием и священными таинствами. Это духовный организм, в котором течет Кровь Христова: «…и мы многие одно тело ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор. 10:17). Получается, что не может человек стать частью Церкви, если не участвует в таинствах: Крещения, Исповеди, Причастия и т.д.
Нельзя быть частью Тела Христова, если в тебе не течет Его Кровь.
Что такое Причастие?
Это соединение человека с Богом, через вкушение Тела и Крови Иисуса Христа.
Для чего мы причащаемся?
Чтобы через единство с Богочеловеческой природой Спасителя вернуться в то состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения. Человек потерял совершенство и вечность, когда перестал вкушать от древа жизни (см. Быт. 3:22). Потому Сын Божий пришел не только, чтобы искупить человечество, но и вернуть утерянную благодать (см. Ин. 1:16-17). Только уже не посредством плодов от древа жизни, а Телом и Кровью Христовой, воплощенных в хлебе и вине (см. Мф. 26:26-28).
Каким образом Церковь преподает Тело и Кровь Христа?
Во время литургии Господь через священника освящает хлеб и вино, так что они становятся истинными Телом и Кровью Христа. Совершать это таинство может только тот священник, который имеет непрерванную Апостольскую преемственность и не находится под епископским запрещением. Потому Церковь и называется Апостольской, что будучи основанной Христом, через апостолов (см. Лк. 6:12-16), имеет Его благодать, в том числе и священства. После сошествия Святого Духа (Деян. 2:1-4), апостолы стали рукополагать епископов и пресвитеров (Деян. 6:6; 14:23). И эта цепь не прерывается уже почти 2000 лет.
Почему не прерывается?
Потому, что Христос пообещал, что не то, что года, а и дня не будет, чтобы Он не был со своей Церковью. «И се Аз с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20). Получается, что Церковь должна иметь непрерывность существования, идущую от апостолов, полноту благодати и чистоту учения Христова, которое Он будет всегда сохранять через Своих верных людей.
Если представить Церковь как древо, то ветвь жива, только если она получает соки от этого древа. Если же она отпадает, то высыхает, хотя какое-то время она еще зеленеет за счет тех соков, которые она получила от древа. Как сказал Господь: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
Католицизм.
Догмат о главенстве папы противоречит соборности Церкви (см. Деян. 15:22-31). На 1-м Апостольском Соборе решение выносится всем Собором апостолов без исключения. «Изволилось Святому Духу и нам» (Деян. 15:28) – т.е. всей полноте, а не кому-то одному. Так же «Филиокве» о исхождении Святого Духа и от Сына, что противоречит Святому Писанию (Ин. 15:26). Евхаристического общения с католиками не имеет ни одна Поместная Православная Церковь. Уже поэтому католическая церковь не является той Церковью, которая есть столп и утверждение истины (1Тим. 3:15).
Протестантизм.
Это христианское движение возникло, как протест против злоупотреблений Римской церковью своей властью, в частности индульгенциями и обрядовой стороной. Но отделившись, протестанты уклонились в другую крайность и также допустили грубые искажения в учении. Если за католических священников идет спор, принимать их в сущем сане или рукополагать вновь, то священство у протестантов однозначно отсутствует, ибо апостольской преемственности у них изначально не было.
Потому Церковь на мирной ектении молится о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех. Потому соединение (а вернее присоединение) католиков и протестантов, может быть только через покаяние и отречении от ересей по чину инославных.
А может ли допустить, что у них остались какие-то таинства?
Можно допустить, что у христиан, не сохранивших единства с Церковью, сохранилось таинство Крещения (при условии, если сохранена его правильная формула), ибо это единственное таинство, которое может совершаться мирянином в особых случаях.
Как принимать католических священников? В том же сане или через рукоположение?
Не знаю. Такие вопросы решает Священный Собор.
Какой вывод можно сделать из вышесказанного?
Как сказал Господь: «Кто будет веровать и крестится спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). Веровать – это жить по вере, т.е. по заповедям. Креститься – это значит, стать христианином и жить, участвуя в таинствах Церкви.
Даже если человек воспринимает Божественную благодать, но живет нерадиво, ему будет очень и очень тяжело войти в Царство Небесное. И наоборот. Ибо для спасения необходимо то и другое. Ну и конечно же молиться о вразумлении христиан, отошедших от единства ортодоксальной, Православной Апостольской Церкви, в которой Христос присутствует и действует во всей полноте (Ин. 6:56-57); и Святой Дух, Который наставляет нас на всякую истину (Ин. 16:13).
Оксана Костюшенко, протоиерей Александр Проченко
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (82) раз