Проповедь в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя
Сегодня последний день, когда мы прочитали великопостную молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего», и на этом как бы завершается Великий пост. Собственно, он завершился на прошлой неделе, но по богослужебному уставу в каком-то смысле продолжается до сегодняшнего дня; а завтра начинаются дни воспоминаний о страданиях Господа — особые, ни с чем не сравнимые дни, которые вводят нас в совершенно удивительное состояние сопереживания всему, что произошло со Спасителем нашим, пришедшим в мир, чтобы через страдания и смерть всех нас спасти.
А в сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 26:6-16) мы находим повествование, очень важное для нашей жизненной ориентации, для определения всей нашей системы ценностей. Мы встречаемся с двумя лицами: во-первых, с женщиной, которая возлила на Спасителя драгоценное миро, имевшее огромную цену. Трудно сказать, сколько бы это было в перечислении на наши деньги, но согласно некоторым толкованиям их бы хватило на проживание человека в течение целого года. И вот эта женщина, не будучи богатой, отдает все средства, которые могла бы тратить в течение года, чтобы купить драгоценное миро и помазать им Спасителя. Ясно, что это действие никак не могло улучшить ее материальное существование; это не было ценное вложение, которое вернулось бы с процентами, — это была отдача от сердца, может быть, всего того, что она имела. Вот одна личность, с которой нас сегодня знакомит Евангелие.
А вторая личность — это ученик Спасителя, один из Двенадцати, особо приближенных к Господу. Что же произошло в душе этого ученика, когда он увидел, что женщина потратила огромные деньги, чтобы купить миро и возлить на главу и тело его Учителя? Он вознегодовал и сказал, — наверное, чтобы оправдать перед Спасителем свою реакцию, — что было бы лучше продать это миро и раздать деньги нищим. Но евангелист замечает, что не о нищих пекся Иуда, а сказал так, потому что был вор и похищал деньги из общей казны святых апостолов, у которых не было своих имений и которые питались от того, что жертвовали Господу люди, — все это складывалось в общую казну, а Иуда был ее держателем.
И вот этот человек не смог выдержать того, что увидел, и сорвался, обнаружив всю свою суть. Иуда понял, что ему нечего делать ни с Учителем, ни с тем, кто рядом с Ним, потому что его внутренний мир абсолютно не соответствовал их миру. Именно после того как Иуда увидел возлияние драгоценного мира на тело Спасителя, он идет к первосвященникам и говорит: «Что вы мне дадите, чтобы я предал Его?» Известно, что ему дают тридцать сребреников.
Два человека и два мира. А разве не так происходит и в нашей жизни? И эти два мира никогда не пребывают в мире между собой, как Иуда не мог находиться в мире с апостолами и с той женщиной, которая возлила драгоценное миро на Спасителя. Эти миры всегда находятся во вражде, в открытой войне, и несет агрессию мир Иуды — мир стяжания, мир денег, мир, в котором всякое благосостояние связывается исключительно с могуществом, основанном на деньгах. Эти два мира находятся во вражде, и, наверное, так будет до конца человеческой истории. А потому сегодняшний евангельский рассказ, который обращен к нам с вами, требует и от нас ответа на вопрос: а в каком мире хотим жить мы? В мире женщины, которая отдала все Спасителю и обрела, несомненно, святость бытия и в этом мире, и в мире грядущем, — или в прагматическом, направленном на обогащение мире Иуды?
Этот вызов стоит перед всеми нами. А ведь сколько бы ни было материальных средств у человека, он может распоряжаться ими по-разному — либо в спасение, либо в погибель себе. Поэтому неслучайно сегодняшний день, который предшествует дням воспоминаний о страданиях и смерти Господа и Спасителя, посвящен этой теме — теме материальных ценностей и отношения к ним людей. А отношение людей к материальным ценностям совсем не связано с уровнем благосостояния — человек может быть состоятельным и вместе с тем добрым, от сердца помогающим другим; а человек с ограниченными средствами может никогда не делиться с другими, ссылаясь на свою материальную недостаточность. Другими словами, нам сегодня предлагаются два пути: путь, который ведет к общению с Богом и который пролегает через совершение добра ближним своим, — и путь, который направлен исключительно на собственное материальное благополучие и никогда не приведет к Богу. И мы знаем, как много людей избирают сегодня второй путь, не зная, что он ведет к погибели.
Нам дается возможность соприкоснуться с Божественной тайной, в которой содержится нечто очень важное для всей нашей жизни и для всего нашего спасения. И, приоткрывая эту тайну, мы можем видеть, что ключ к Царствию Небесному в наших руках, когда мы способны отдавать от себя другим, когда мы способны жертвовать; и он никогда не будет в наших руках, если мы живем для самих себя и создаем свое материальное благополучие преступным и греховным путем. И да поможет нам Господь укрепиться, преодолевая тяготение сребролюбия и всего того, что препятствует нам на пути ко спасению. Аминь.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл
Источник: Патриархия.ru
Просмотрено (84) раз