Таинство Евхаристии — сердце Церкви
Какие события мы вспоминаем в Великий четверг? Почему в этот день христиане стараются обязательно причаститься Святых Христовых Таин? Зачем вообще причащаться?
Церковь — это мистическое Тело Христа, и каждый человек — частичка этого Тела: и святой, и грешный, и живой, и умерший. Глава этого Тела — Христос. Именно такую Церковь после Себя оставляет Спаситель. Не кучку апостолов, не малое число последователей, а именно мистический организм, который призван жить вечно и питать своей жизнью, своей святостью, исходящей от Главы этого организма — Самого Христа, — каждого члена. Но любой наш орган, любая наша клетка живы тогда, когда по ним течёт наша кровь. Ведь если, например, отрезать фалангу пальца, как бы близко она ни находилась к нашему телу, пока по ней вновь не потечёт наша кровь, она будет мертва.
То же самое можно сказать и о христианине. Очень многие, получив в детстве Крещение, открыв дверь в церковное сообщество, так и не смогли туда зайти, они так и остались на пороге — просто потому, что не участвовали в том таинстве, которое установил Сам Бог: таинстве Евхаристии, Святого Причащения.
Несмотря на то, что день сегодня достаточно скорбный — мы читаем Евангелие о том, как вселился дух сатаны в сердце Иуды и он окончательно замыслил своё предательство, о том, как Господь исходит на молитву в Гефсиманский сад, и от этой напряжённой молитвы на Его лбу образуется кровавый пот, — этот день и радостный. Часто сегодняшний день приравнивают к двунадесятому празднику — именно потому, что сегодня было установлено таинство Евхаристии.
По словам преподобного Симеона Нового Богослова, таинство Евхаристии и есть таинство Церкви. Вот что такое Церковь, вот где её сердцевина. Вот что должно питать каждого христианина, чем он должен жить.
В первые века христиане жили от причастия до причастия, оно было центром их жизни. И сегодня очень многие люди, несмотря на всю свою занятость, на занимаемые должности, на то, что воскресенье для многих — единственный выходной, приходят в храм и причащаются Святых Христовых Таин. Именно этим они живут, именно это даёт им силы пережить все искушения, все те перипетии, которые встречаются в их жизни. Без этого они бы не выжили.
Человек сам начинает эту потребность чувствовать. Когда он не имеет возможности причаститься, несмотря на то, что у него, вроде бы, всё есть, ему чего-то не хватает. Ему кажется, что в жизни образовалась какая-то дыра, хотя внешне всё остаётся так, как было. Но ему не хватает Причастия, и он с большой радостью бежит к Чаше для того, чтобы вновь и вновь напитаться Телом и Кровью Спасителя.
Этот таинственный ужин Христос мог бы провести и после Своего Воскресения, уже чудесным образом. Но, тем не менее, Он именно перед Своими страданиями устраивает его и, нарушая традицию, раздаёт апостолам хлеб и говорит: «Это Моё Тело, за вас ломимое, во оставление ваших грехов. Примите Его и ешьте». Потом берёт чашу и, как принято было на этом пасхальном ужине, благословляет, но добавляет слова: «Это Моя Кровь. Пейте от Неё все. Она за вас и за многих изливается во оставление грехов, Кровь Нового Завета». И апостолы, причастившись, получают поддержку душевных сил, чтобы пережить то, что дальше произойдёт.
Мы знаем, что не все останутся вместе со Христом: один предаст, другой отречётся, иные разбегутся. Но что было бы, если бы Причастия вообще не было, мы не можем себе представить.
Происходит ещё одно событие, которое очень важно для сегодняшнего дня: Христос умывает ноги Своим ученикам. Это должны были делать слуги или самые младшие из общины, собравшейся праздновать Пасху. Но Христос становится этим младшим, Христос становится этим слугой. Он омывает ноги, подавая этим ещё один очень важный пример — что мы должны служить людям, которые нас окружают, каждый в меру своих сил.
Нам не обязательно мыть кому-то ноги, но можно кого-то поддержать, кого-то утешить, кого-то обогреть добрым словом. Ведь в отличие от тех, кто сегодня находится вне храма, мы с вами, причащаясь Святых Христовых Тайн, получая эту Божественную поддержку, намного сильнее духовно. Но внешние не видят этой силы, потому что мы им не служим, потому что мы не проявляем своей любви, не готовы поддержать их в трудную минуту, а ищем только поддержки для самих себя.
Этот поступок Христа, можно так сказать, окончательно «добивает» Иуду. Он видит, что Тот Царь, на Которого он рассчитывал, делает совершенно другое — Он меняет всю логику, нарушает все обычаи, Он не к величию стремится. Сатана окончательно входит в сердце Иуды, и он решается даже после Причастия бросить этот тайный ужин, Учителя, своих братьев апостолов и пойти к первосвященникам для того, чтобы предать Христа.
Это тоже очень важный момент. Часто многие из нас говорят, что хотели бы видеть своими глазами Христа, слышать Его слово, видеть Его чудеса. Но, по словам святителя Иоанна Златоуста, мы имеем нечто большее: мы можем принять Самого Христа внутрь себя. А вместе с Ним и Божественную силу, а вместе с ней и вечность, потому что Сам Бог есть вечность.
На литургии мы молимся, вспоминая Крест, смерть, Воскресение, Вознесение на Небо и даже Второе Пришествие, хотя его ещё не было. Литургия — это и есть Царство Божие, это наша возможность побывать в этом Царстве, от него напитаться, причаститься его радости, его света.
Пусть эта радость, этот свет, эта Божественная поддержка, которую мы получаем в Святом Причащении, никогда нас не покидает! Сегодня будем особенно просить об этом Бога. Будем просить и верности Ему во всех наших делах, и духа служения, который Он заповедовал Своим ученикам.
Архимандрит Паисий (Шинкарёв)
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (78) раз