Выбрать страницу

Почему висит на древе Тот, Кто создал мир?

Почему висит на древе Тот, Кто создал мир?

«Днесь висит на древе»: какие важные вопросы побуждает задать самому себе это песнопение? Как оно может повлиять на преображение человека? Может ли христианин переформатировать своё мышление и духовную жизнь? Рассказывает протоиерей Владимир Шутов.

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый; венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение.

Перевод: Ныне висит на древе Тот, Кто повесил землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; пощечины принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение.

Сосредоточиться на переживании Страстной седмицы

Страстная седмица — это особое время в жизни Церкви и каждого христианина. Это период особой духовной сосредоточенности, максимального погружения в духовное восприятие мира. Дни Страстной отображают последние дни земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа. Пятницу можно назвать особым днём особой седмицы. Мы знаем, что в храмах не совершают Божественную литургию. На утрене читают двенадцать Евангелий, которые максимально погружают нас в самый трагический момент истории — Распятие Господа нашего Иисуса Христа, — и показывают величие Спасителя и величайшую глубину Его любви к роду человеческому.

Насколько мы, современные люди, способны погрузиться в события тех дней? Это во многом зависит от того, как мы провели дни Великого поста. Но я убеждён, что каждый человек может сосредоточиться на переживании Страстной седмицы — такую возможность дают посещение богослужений, изучение Евангелия и текстов служб этих дней. Важно понять, о чём поют, что и почему читают в эти дни в храме. Человек чуткий, возвращаясь домой, постарается вспомнить, что из услышанного тронуло его душу. Он наверняка возьмёт и прочитает ещё раз прекрасные песнопения Великой пятницы, в том числе антифоны, которые сопровождают чтение двенадцати Евангелий.

Задаёмся вопросами…

«Днесь висит на древе» — плач о распятом Спасителе. Мы слушаем его, вновь и вновь пытаясь понять: как вышло, что Тот, Кто сотворил мир, принимает пощёчины, унижен, терпит издевательства? Как Иуда мог совершить такое страшное предательство?

Дело в том, что у Иуды было то же материальное восприятие мира, какое было присуще иудеям и которое присуще подавляющему большинству живущих на земле людей. Именно оно толкнуло Иуду на предательство, иудеев — на осуждение Спасителя, а многих людей, которые отвергли Начальника Жизни, — выбрать человекоубийцу.

Материальное восприятие мира — это когда человек стремится к приобретению материальных выгод и видит в этом смысл своего существования. Оно противоположно духовному восприятию, когда человек обретает смысл жизни в общении с Господом Богом и устремляется Ему навстречу, а милостивый Господь ждёт его с распахнутыми объятиями. В дни Страстной седмицы мы максимально погружаемся в этот духовный мир, отрываемся от всего материального, посещаем церковные службы — и порой задаём себе вопросы: а для чего всё это? Неужели нельзя было как-то по-другому? Зачем весь этот трагизм? Для чего был плач в Гефсиманском саду, когда слёзы превращались в кровь? Для чего мучения, страдания, боль? Почему сегодня в храме мы слышим «Днесь висит на древе»? Мы спрашиваем: «Как это связано со мной?»

…и находим ответы

Ответ на эти вопросы есть в строках 15-го антифона: «Не яко иудее празднуем». Мы празднуем не как иудеи — то есть не так, как это делали до Христа. Человек, заражённый первородным грехом, продолжает жить, коснея в нём. Обновлённый же человек должен взглянуть на мир по-новому, не как иудеи. Первое, что он увидит, будет висящий на Кресте Христос. И человек внезапно поймёт, что Он там висит для него — и для каждого из живущих на земле. В этот миг весь мир словно остановит своё существование — как тогда, когда солнце померкло, земля содрогнулась, и всё земное остановилось. И вот уже нет ничего, кроме человека, созерцающего висящего на Кресте Спасителя, и вопроса: для кого Он это делает?

Когда человек поймёт, что это всё — ради него, его жизнь начнёт меняться. Он захочет ответить на эту любовь, что-то сделать, как-то приблизиться к величию этого подвига. В конце концов он воскликнет, как в песнопении Великой пятницы: «Покланяемся Страстем Твоим, Христе. Покажи нам и славное Твое Воскресение!» Он ждёт Воскресения, которое уже грядёт. Ведь если Бог пошёл на добровольную смерть ради меня, то и воскрес ради меня, а значит Его Воскресение — это и моё воскресение. Значит, всё, что происходило, было необходимо для меня — и для каждого из нас. Такое личное восприятие страданий Христовых и Его Воскресения побуждает многих из нас менять свою жизнь и себя, делать шаги навстречу Создателю. Зачем? — чтобы припасть к Нему, сказать, что мы недостойны называться Его творениями, и услышать в ответ от Него слова, которые сказал отец блудного сына, возвращая тому первородство: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24).

Не воспоминание, а действительность

Это величайшие дни, в которые наша Церковь каждый год даёт нам возможность воспрянуть, выйти из привычного формата мышления и погрузиться в духовный мир хотя бы на несколько дней или даже часов. Это крайне необходимо, потому что даже глоток свежего воздуха, который мы получаем в это время, помогает прожить остальные дни. Вот почему так важно посещение богослужений Страстной седмицы. Они все уникальны, индивидуальны и неповторимы, но из всех хотелось бы отметить чтение Страстных Евангелий и чин погребения Плащаницы.

Как хорошо, если человек, желая проникнуться вспоминаемыми событиями, прочитает дома тексты этих служб и поразмышляет о прочитанном! Тогда жизнь приобретёт иной смысл, совсем другие краски. Благодаря этим переживаниям человек становится счастливым, ведь Христос пришёл ради нас и сделал всё для нашего спасения. Поэтому «Днесь висит на древе» — это не бесполезное воспоминание когда-то совершившихся действий. Это реально совершающаяся для каждого человека действительность, которая меняет его жизнь.

Протоиерей Владимир Шутов
Подготовила Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (39) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии

Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, жившие во второй половине IIIв. В отличие от других бессребреников Космы и Дамиана, умерли не мученической смертью, но прославились своими чудесами после смерти... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »