Что особенного в Великой Субботе?
Великая Суббота – день особенный. Кто-то скажет, что в православном календаре такой фразой можно обозначить многие дни, но в этот раз нет, это особенный день среди всех особенных дней.
Буквально считанные часы назад мы слушали двенадцать Страстных Евангелий, мы стояли в храме с замиранием сердца и, не смотря на затекшую спину и «гудящие» ноги, не смели расслабиться, потому что за нас терпел страшные муки Христос. Но вот все окончилось, эмоциональная истощенность дает о себе знать и постепенно в душе вызревает предожидание величайшего Чуда в истории – победы над смертью. Именно это, так сказать, «среднее» положение Субботы для меня сделало ее одним из любимейших дней в году, главным содержанием которого стало предвкушение Праздника. Однако в этот раз у меня появились мысли немного иного характера, но обо всем по порядку.
Наверное, каждого, кто присутствовал на богослужении Великой Субботы, одолевало чувство тихой радости. Это не та «бурная» радость Пасхальной ночи, а только лишь легкое ее отражение. Не будет, пожалуй, преувеличением, если мы скажем, что эта радость достигает нас из глубин ада. Мы пока еще живем на земле, проходим свой земной путь, ведущий нас либо к вечной жизни, либо к вечным мукам. Т.е. и рай, и ад в какой-то мере еще удалены от нас, ведь нас там просто пока еще нет. Но в Великую Субботу, из наводящего ужас на всякого человека ада, вдруг исходит радость. Думаю, что все уже догадались, что так происходит по той причине, что в этот день в ад, Своей человеческой душой, соединенной с Божеством, спускается Христос. После Крестных Страданий и Смерти, сошествие в ад было первым обнаружением всемогущества Спасителя. На земле Богородицу, апостолов и жен-мироносиц одолевает скорбь, но за пределами нашего материально-чувственного бытия Христос уже действует как Царь, что нашло свое отражение в словах свт. Мелитона Сардийского, говорящего как бы от лица Спасителя: «Кто противоречащий Мне? Я, – говорит Христос, – Я разрушивший смерть и победивший врага, и поправший ад, и связавший сильного, и восхитивший человека на высоты небес. Я, – говорит, – Христос».
Наша радость Великой Субботы усиливается еще и тем, что для душ праведников в аду уже настала Пасха самым явственным образом – они освобождаются от уз ада: «В сей день отразил Он жало смерти, – пишет свт. Григорий Богослов, – сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам». Высказывания подобного рода можно найти у многих святых отцов, но практически все они оставляют надежду, что Господь вывел из ада не только ветхозаветных праведников, но и праведников других народов, живших по закону совести и бывших способных, по слову свт. Иринея Лионского, бояться и любить Бога. Кроме того, древняя святоотеческая мысль указывает нам, что Христос проповедовал в аду, а потому у каждой души там была возможность откликнуться на эту проповедь.
А теперь, во всем этом Царственном великолепии, представьте положение диавола. Его владения разносятся в клочья, он теряет приобретенные многолетним трудом человеческие души и ничего не может поделать. Он, будучи творением, захотел стать богом и теперь, как никогда видит поражение всех своих замыслов и ухищрений. Но это еще не все, бессилия диавола отражено также в мысли, что не только Христос, но и апостолы после своей смерти спускались в ад для проповеди Евангелия язычникам. Подобного рода рассуждения можно встретить в таких раннехристианских сочинениях как «Пастырь» Ерма и «Строматы» Климента Александрийского.
Все, о чем было сказано, имеет важнейшее значение в деле спасения человека, но при этом мы должны помнить, что смерть, хотя и мучается, но пока еще не исторгла Спасителя из своих объятий. Его, соединенное с Божеством, Тело лежит в гробу. Вспомните роман «Идиот» Ф. М. Достоевского и диалог князя Мышкина с Рогожиным, где они обсуждали картину «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна. В нескольких фразах Федор Михайлович выразил свое впечатление от лицезрения этого полотна в Базеле в 1867 году. Рогожин говорит, что любит смотреть на картину, тогда как Мышкин, вскрикивая, говорит: «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!». И действительно, никто так реалистично не изобразил мертвое Тело Христа, как это сделал Гольбейн. Почему от этого полотна может пропасть вера? Такой вопрос задаст тот, кто его не видел.
«Credo quia absurdum» (Верую, ибо абсурдно), – эта знаменитая фраза Фомы Аквинского как нельзя лучше подходит к данному разговору. В гробу лежит изувеченное Тело Человека на лице Которого отпечаталась невыразимая мука от перенесенных невероятных физических и душевных страданий. Кажется, что это поражение, что зло восторжествовало, что Бог проиграл, а потому никакой надежды у человечества не осталось. Именно поэтому, Рогожин, представляющий в романе образ антихриста, так любит смотреть на картину Гольбейна. Но мы, христиане, не смотря ни на что, продолжаем верить, что это наш Бог, что в конечном итоге диавол все равно потерпит поражение. Как здесь не вспомнить слова прп. Паисия Святогорца, как-то сказавшего, что он сошел бы с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово будет за Богом.
Не смотря на Христово Воскресение мир продолжает лежать во зле, люди продолжают грешить и совершать страшные по своим масштабам преступления, смерть продолжает забирать человеческие тела. Прот. Георгий Чистяков – известный священник, прослуживший в онкобольнице и сам умерший от рака – в одной из своих заметок как-то указал, что мы люди Великой Субботы, потому что мы живем в условиях поражения добра перед злом. Отец Георгий, отпевавший по пять детей в неделю, наверное, как никто другой часто задумывался на эту тему, но также он, как искренне верующий христианин, понимал, что это торжество зла временное, как временным было и пребывание Христа в гробу. Спаситель прошел через страшные страдания, потому что через страдания проходит каждый человек. Теперь в своих страданиях мы не одни. Он страдает с нами, а мы страдаем с Ним. Потому, отец Георгий отмечает, что никогда так живо, так отчетливо не ощущал присутствие Христа рядом, как во время молитвы возле очередного гроба с мертвым человеческим телом.
О двух сторонах Великой Субботы мне и хотелось сказать. Это день победы смерти, торжества зла, но этот день временный, а потому он обязательно закончится и наступит Воскресение. Тем более за всей его трагичностью, мы слышим отзвуки поражения ада, диавола, слышим и радостное ликование выводимых из преисподней душ и чаем окончательного торжества Жизни. Не зря ведь апостол Иоанн «Апокалипсис» заканчивает словами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20).
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (62) раз