Георгий Победоносец: какие искушения пережил святой
Только потеряв всё, он обрел святость.
Некоторые современники жалуются: читая жития древних святых, будто в сказке оказываешься. Чудеса, особенности языка, благочестивые интонации… Действительно, порой за выверенными и лишенными подробностями предложениями мы можем не увидеть главного, хотя, казалось бы, история подвига лаконично и доступно описана автором. Мы живем в мире, сильно отличающемся от древности, из которой пришли сказки, и ее декорации воспринимаются сознанием аналогично. Мы верим, что тогда чудеса были возможны, а сейчас, в наш пластмассовый век, – нет. И жили тогда не люди – титаны. Но на самом деле человек всегда был одинаков. И всегда он вставал перед одним и тем же мучительным выбором, всегда одинаково страдал, всегда испытывал боль от мира и тосковал по небесам, которые потерял.
Если взглянуть на житие великомученика Георгия, прозванного Победоносцем, можно увидеть очень много любопытных фактов, о которых просто не задумываешься, читая историю его подвига. Мы помним сухие подробности его биографии, нам вспоминается чудесное перенесение святым восьмидневных мучений, и мы много слышали о том, как Георгий, обретя венец святости, на протяжении веков сверхъестественным образом вмешивался в ход событий, выступая заступником христиан. Но мало кто размышляет над тем, какой путь проделал святой на пути в Царство Небесное.
Итак, Георгий родился в богатой семье сенатора. Родители имели разные религиозные убеждения, то есть святой рос, как бы сказали сегодня, в смешанном браке, с точки зрения конфессиональной принадлежности отца и матери, язычника и христианки. Не ясно, знал ли Геронтий, папа Георгия, о вере христианки-матери, а если знал, то как относился (был снисходителен, индифферентен, терпелив?) с учетом постоянной нестабильности в империи в отношении последователей Христа. Мама Полихрония за свою веру могла быть арестована казнена, репрессиям мог быть подвергнут и супруг, минимум – лишиться высокого звания и имения. Можно только додумывать варианты того, в каком внутреннем состоянии находилась внешне успешная, знатная и богатая семья, в которой годами жили представители неблагонадежной религии. В таких условиях рос Георгий.
В юном возрасте парень поступает на военную службу, отличается в войне с персами, получает перевод в «кагорту непобедимых», своего рода спецназ римской армии. Надо понимать, что христианин Георгий был воином, которому неоднократно приходилось сталкиваться с противником в рукопашной схватке, с холодным оружием в руках и выходить победителем. Святой не понаслышке знал, что такое война, и на войне был лучшим.
За заслуги перед римским отечеством и доблесть в боях Георгий получает звание тысяченачальника и становится одним из любимых полководцев императора Диоклетиана. Жизнь – удалась. У Георгия есть богатое имение, состояние, высочайший социальный статус, колоссальные для это же статуса возможности, слава, уважение правителя мощнейшего государства на земле… И от такого багажа крайне непросто отказаться. В нашем мире религиозные убеждения предаются забвению в самых незначительных бытовых ситуациях, когда на кону даже не слава, богатство, статус и жизнь, а всего лишь общественное мнение и краткосрочный конфликт. Но и таких ситуациях современных христиане могут позволить себе промолчать, когда хулят веру, или даже согласиться с мнение кощунника вроде как для вида, чтоб не раздувать ссоры. А вот Георгий, узнав, что на христиан начались жестокие гонения, раздает имение бедным, рабов распускает и отправляется к Диоклетиану, чтобы в один миг перечеркнуть свою карьеру да и жизнь.
Диоклетиан, конечно, удивился, и подумал, что у офицера крыша поехала, и сначала решил просто поговорить: мол, не дури, всякое бывает, может, посттравматический синдром и контузия сказываются? Действительно, императору-язычнику трудно понять, зачем этот молодой, красивый, перспективный парень, у которого в жизни открыты буквально все пути при уже достигнутых успехах, решил себя живьем похоронить. Отказ Георгия, во-первых, от всех благ мира, при том, что он с детства рос в богатой семье – очень серьезный шаг. Давно видели богачей, раздававших все имущество бедным?
Второе – это потеря статуса военачальника и вообще начертание креста на карьере и любимом деле (ведь святой с юных лет совершенствовался в воинском подвиге). Третье – очевидная потеря свободы, обречение себя на нечеловеческие мучения и смерть. Георгий все это мог предвидеть. И все ровно так и получилось.
Следующее испытание, которое постигло Георгия, – это пытки. Сколько раз ему в голову приходила мысль: «Ну зачем мне всё это надо?». Он потерял всё, попал в заключение, его сильное молодое тело увечили как могли. В житии описывается, что Георгий усиленно молился. Это было единственным способом не сдаться под давлением тысячи мыслей и инстинкта самосохранения, буквально кричавшего мученику, что все черты уже он уже давно перешел. Сюда нужно добавить и сами пытки, которые, безусловно, Георгий перенес благодаря Божественному вмешательству, но это совсем не значит, что он не испытывал боли. Ведь Христос на Кресте испытывал все то, что испытал бы при таковых мучениях человек. То же было и в истории с Георгием.
Пройдя несколько кругов испытаний – отречения от мира (как еще назвать раздачу имущества?), добровольное мученичество (идя к Диоклетиану с заявлениями известного характера, на иное Георгий рассчитывать не мог), фактическое столкновение с болью (причем пытки длились восемь дней) – святой удостоился венца в Царствии Божьем. Он прошел тяжелейший путь испытаний, и главными его искушениями были не сами мучения, которые довольно подробно описываются в житии, а те серьезные решения, которые Георгия последовательно принял, а затем с колоссальным усилием исполнял. Главная битва происходила в сердце святого как человека, сотворившего, с точки зрения мира, акт форменного безумия. Но мы-то знаем, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом…» (1 Кор. 3:19), с точностью до наоборот от того, как поступок Георгия могли расценивать проныры, карьеристы и приспособленцы. Следуя за Христом, святой победил мир, переступив через его соблазны, войдя в Царство Небесное и став нашим великим заступником и покровителем.
Великомучениче Георгие, моли Бога о нас!
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (143) раз