Мы созданы находиться с Богом
Празднуя Пасху, мы освящаем куличи, красим яйца, но это лишь обрядовая сторона. Мы должны понимать смысл того, что делаем. Всю свою жизнь мы должны положить на познание Бога и того пути, который Господь нам дает в Священном Писании, и беспрекословно Ему следовать.
Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Троица – Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой – в предвечном совете решили создать удивительное творение – человека. Лишь человек удостоился при создании приобрести в себе и заключить образ Божий и подобие Его. С образом Божиим связано всякое творческое начало в человеке, мы создаем строения, придумываем музыку и книги – все это является отражением образа Божия, а подобие человек потерял.
То создание, которое Господь сотворил для того, чтобы поделиться с ним благостью, любовью, миром, наделил его свободной волей, беседовал с ним в раю, это существо – венец творения, человек – предал своего Создателя, отрекся от Него, нарушив единственную заповедь – не вкушать от древа познания добра и зла. Единственную заповедь, которую Господь дал человеку. Для чего Бог дал эту заповедь, зная, что человек ее нарушит? Зачем Бог наделил Адама и Еву свободной волей, зная, что они согрешат? Дело в том, что без заповеди человек не смог бы развиваться в любви к Богу. Мы знаем примеры, здесь, на Земле: если дети любят своих родителей, то когда родители просят их о чем-либо, дети выполняют это беспрекословно и сиюсекундно. Те дети, которые любят своих родителей, так делают. А те, которые не любят, ставят на первое место не любовь к родителям, а свои интересы, – те отказывают в послушании. Вот Адам и Ева проявили свою натуру, они стали неправильно развиваться уже в раю – Адам любил больше Еву, нежели Бога, а Ева, наверное, любила больше себя, нежели кого-либо. А кого мы любим, того мы и послушаем. И когда Господь пришел в рай, призывал Адама и Еву с вопросом: «Где ты, Адам?» к покаянию, неужели Господь не знал, где он находится? Конечно же, Он знал, где тот находится, но этим вопросом Господь задавал Адаму вопрос: «Где ты? Где твое сердце? Где твоя душа?». И когда Адам вышел, он сказал: «Господи, я услышал Тебя и убоялся». – «Почему ты Меня убоялся, Адам?» (Ведь до этого момента он ждал с нетерпением прихода Бога – для того, чтобы Его увидеть, для того, чтобы с Ним побеседовать, а сейчас убоялся.) Адам сказал: «Я наг, поэтому я убоялся». – «Кто сказал тебе, что ты наг?» (см. Бытие: 3: 1-13)Первое, что люди увидели после грехопадения, – что они голые, до этого момента они почему-то этого не замечали. Почему так случилось? Дело в том, что при нарушении воли Божией, нарушении заповедей Его человек помрачается умом, в нем зарождаются неправильные мысли, от которых становится стыдно, поэтому после грехопадения Адам и Ева застыдились, что они голые друг перед другом, – из-за мыслей, которые вдруг в их головах появились.
Зачем Бог наделил Адама и Еву свободной волей, зная, что они согрешат?
Дальше Господь беседует и пытается вывести Адама на покаяние, ведь лишь покаяние может примирить две враждующие стороны. Мы знаем, когда обидим кого-либо, поругаемся с родственниками, родителей оскорбим, друзей, сестер, братьев, – мы прекрасно понимаем, какой шаг мы должны сделать для того, чтобы просто сказать «простите». Как родители учат своих детей примирению? Сначала ставят в угол, наверное, для того, чтобы ребенок осознал, что сделал неправильно, – это некое наказание, когда ребенок еще не осознает своего грехопадения перед родителями. И лишь после этого он подходит и говорит: «Мама, папа, простите, пожалуйста. Я обещаю, что больше так делать не буду»… Вот чего хотел Бог от Адама и Евы еще до изгнания из рая, но Адам и Ева не понимали этого, они начали сваливать вину друг на друга. Адам даже дерзнул обвинить Бога в том, что Он дал ему такую жену, которая дала ему запретный плод, который он ел. Ева стала обвинять змея, что он ее искусил, не сознавая своей вины. Поэтому Богу ничего не оставалось, кроме того, чтобы лишить их доступа к древу жизни – это тот угол, о котором я говорил выше, когда родители наказывают своих детей для осознания ими своего грехопадения. И лишь после того как люди лишились благодеяния Божиего, лишились общения с Богом, лишились райской жизни, они поняли, что сделали, и принесли покаяние. Но, к сожалению, было уже поздно – все рожденные от них уже были повреждены тенью греха, той духовно-генетической заразой, которой поврежден каждый из нас.
Зачем Господь пришел в мир? Зачем Он принес Спасительную Свою жертву? Так как человек согрешил, человек должен был и искупить вину пред Богом, примирить человечество и Бога. Господь понимал, что ни один из людей, ни существующих в то время, ни в будущем, не способен принести эту жертву; не способен и ангел, потому что ангелы не являются людьми, лишь служащими духами, разумными и свободными. Поэтому Сам Бог настолько возлюбил Свое творение, что послал Своего Единородного Сына, чтобы каждый верующий в Него имел жизнь вечную. Бог стал человеком, чтобы человек вернул подобие Бога, стал Богом. Потому-то и Господь и пришел. Он дал нам всем особые инструменты, пользуясь которыми, мы могли бы наследовать вечную жизнь, ту, которую некогда потеряли Адам и Ева. Он дал таинства и обряды церковные, Он дал Свое учение, указав нам путь, по которому мы должны с вами идти беспрекословно, не сворачивая ни влево, ни вправо, а лишь прямо – узким, трудным путем, который сулит нам вечное благо. И если идем по этому пути, Господь никогда не оставит нас. Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28: 20). Неоднократно говорится в Священном Писании, в Святоотеческой письменности, что мы должны познавать Бога, чтобы не только обрядовая сторона завладевала нашим сознанием и поведением в Церкви. Очень хорошо, что мы знаем, что на Пасху надо куличи освятить, яйца красить, творожную пасху делать, однако это лишь обрядовая, некая традиционная сторона. Но мы должны понимать смысл того, что мы делаем: зачем мы причащаемся? Что такое причастие? Что такое исповедь? Всю свою жизнь мы должны положить на познание Бога и того пути, который Господь нам дает в Священном Писании, в Евангелии, и беспрекословно Ему следовать.
Мы должны познавать Бога, чтобы не только обрядовая сторона завладевала нашим сознанием и поведением в Церкви.
Дай Бог и с помощью Его мы исполним то свое предназначение, для чего и были созданы, – находиться с Богом, находиться в Его любви в вечности, развиваться в добродетели и истине.
Иеромонах Лавр (Архипов)
Источник: Сретенский монастырь
Просмотрено (71) раз