Выбрать страницу

Как отличить смирение от забитости?

Как отличить смирение от забитости?

Чем отличается настоящее смирение от самоуничижения и забитости?

Отвечает иерей Алексий Малюков:

– Внешне смирение часто может не отличаться от самоуничижения и забитости. Но все настоящие добродетели – это осознанное, разумное, волевое устремление к угождению Богу. Это сверхъестественное состояние, достигаемое через преодоление естества, а никак не естественное состояние.

Забитость – это природное состояние слабого человека, которое не является добродетелью. Слабые люди бывают очень злобными внутри. Они, может, и хотели бы ответить, но по слабости своей просто скрежещут зубами. Тех, кого обижали в детстве, могут вырасти в маньяков, каких-нибудь злых полицейских и т.д..

Хорошо, если слабый человек что-то понял и обратил свою природную слабость в любовь, доброту и милосердие. Например, в каждом храме есть какая-то старушка, которая просто излучает добродетель. Да, старушка по виду слаба, но она добра – и это ее выбор. Этот выбор превращает ее слабость в настоящее смирение и по виду, и по содержанию.

Самоуничижение (в негативном понимании этого слова) – это попытка человека опустить себя ниже естественного состояния. Когда человек ищет в себе то, чего в нем нет, по типу: «Я Самый Великий Грешник и нет мне прощения!»

Во-первых, не такой уж и великий, а во-вторых, «нет мне прощения» – это уже клевета на Бога, умершего за грешников и даровавшего нам прощение. Скорее всего, эти люди ничего действительно стоящего не делают, и прячутся за громкие слова. Это – ложное смирение.

Добродетель сложна. Легче иметь вид смирения, чем быть смиренным на самом деле.

Антоний Великий пишет о смирении так : «Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает перед Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтобы не упорствовал ни перед кем, настаивая на своем слове; чтобы отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел перед очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности».

Не зря святые говорят, что христианство – это во всем себя понуждать. Когда человек очень много делает, трудится для Бога, но говорит: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10). Сам Господь Иисус Христос мыл ноги ученикам и добровольно пошел на Крест. Все это примеры истинного смирения.

Поэтому иметь вид смирения – не всегда значит иметь его силу. А сила смирения – это любить, прощать, понуждать себя во всем и при этом ощущать себя хуже всех людей на земле. Смирение – сверхъестественное состояние, оно угодно Богу, к чему и призывает нас апостол Петр: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Петр. 5:5).

Смирение – очень сложное понятие, и сложное не только в понимании, но и в исполнении. В нем есть какая-то тайна, и она стоит того, чтобы попытаться ее раскрыть.

Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (222) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

29 ноября - Апостола и евангелиста Матфея

Апостол Матфей - один из 12-ти апостолов, который первым написал повествование о жизни своего Учителя (Евангелие от Матфея). Матфей был сборщиком налогов (мытарь). Отказавшись от своей неправедной жизни, он оставил все и последовал за Спасителем...После того как апостолы разошлись из Иерусалима на проповедь в разные страны, благовествовал в Сирии, Мидии (нынешний Иран), Персии, Парфии, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии. Местный правитель-язычник Фульвиан велел распять его на земле и сжечь на медленном огне, обложив хворостом, но в результате огонь перекинулся на статуи идолов, которые и сгорели. Апостол погиб, но сам мучитель обратился в христианство и затем был крещён, приняв имя Матфея. Казнённого апостола он отныне почитал как святого. Со временем, отрёкшись от светской власти, он сам стал епископом... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

29 ноября — Апостола и евангелиста Матфея далее »

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »