Почему Мироносицы забыли взять из гроба Плащаницу?
Воскресший Спаситель явился сначала не апостолам, а святым женам за их любовь, преданность и мужество. За эти же добродетели будут увенчаны и все другие жены-мироносицы.
Через неделю после воспоминания о интеллектуальных поисках апостолом Фомой ответов на серьезные богословские вопросы касательно Воскресшего Господа, мы вспоминаем тех последовательниц Христа, которых подобного рода вопросы мало интересовали. Нигде в Евангелии нет упоминания о том, чтобы жены-мироносицы о чем-то Спасителя спрашивали.
В то время, когда апостолы как-то неуклюже пытались перекроить учение Христа «под себя», жены-мироносицы Ему преданно служили. Когда Спаситель говорил апостолам о Своей смерти, те спорили между собой о том, кто из них больше. Когда Он пророчествовал о Своих крестных страданиях, ученики требовали от Него позволения сесть по правую и по левую сторону в Его Царстве. Женщины в это время ничего не просили, они молча делали свое дело – помогали Спасителю нести свой Крест на Земле.
В переживании сердца открывается намного больше, чем в осмыслении рассудка.
И вот теперь, во время, казалось бы, окончательной катастрофы – смерти их Учителя, интеллектуальная вера апостолов не выдержала испытания. Они разбежались и спрятались в своих домах и в своих разочарованиях. Выдержала это испытание только вера святых жен. Мироносицы не мудрствовали о высоком, хотя так же многого не понимали из того, чему учил их Равви, но зато они могли самоотверженно переживать все что, с Ним происходило. А это важнее, чем размышлять. Потому что в переживании сердца открывается намного больше, чем в осмыслении рассудка.
Духовная жизнь сердец святых жен опережала логику их разума. Они спешили скорее на могилу Христа, чтобы отдать дань любви Своему Учителю, излить потоки слез, и думали лишь о том «Кто же нам отвалит камень от гроба?» А плетущийся где-то позади разум так и не смог докричаться до мироносиц с предупреждением о том, что думать надо не о камне, а о страже, которая возможно их убьет раньше, чем они дойдут до пещеры. Пока апостолы унывали и боялись за запертыми дверями, женщины просто и без сомнений сострадали Христу и у Голгофского Креста.
В этом отличие веры ума от веры сердца. Последняя верит не благодаря, а, скорее, вопреки. Ей не нужны доказательства и доводы, ей достаточно чувства. Ведь Бог, как мы знаем, это Любовь, а любовь у людей находится в области чувств, а не рассудка. Поэтому и в храмах у нас больше женщин, чем мужчин.
Если бы до Рождества Христа в мире не появилась Жена, которая Своей святостью превзошла всех живущих на земле мужчин и женщин, то и явление Бога в этот мир было бы невозможным.
Это отнюдь не умаляет значение ума в Богопознании. Кончено же, вера требует как знания, так и понимания. Церковь основана Богом, который принял на Себя не женское, а мужское естество. Но при этом нужно помнить о том, что если бы до Рождества Христа в мире не появилась Жена, которая Своей святостью превзошла всех живущих на земле мужчин и женщин, то и явление Бога в этот мир было бы невозможным.
Восхваляя веру наших женщин, их верность и любовь ко Спасителю, мы не должны забывать и о тех перекосах, которые может нести в себе вера без знания, и сердце без рассуждения.
Жены-мироносицы сразу же оставили гроб и пошли к апостолам, как только услышали ангельскую Благую весть о том, что Христос Воскрес и «предваряет вас в Галилеи». Они даже не додумалась прихватить с собой Плащаницу для того, чтобы позже эмоционально возгревать свои духовные переживания. Они попросту забыли о ней, спеша к ожившему Христу.
Возможно, некоторые современные верующие женщины, вообще из этой пещерки не стали бы уходить. Уборкой занялись, дорожку к Плащанице простелили, цветами все украсили, затем паломников учили правильно креститься… В общем занялись бы тем, что, по их мнению, и является сутью женского церковного служения.
Жизнь в Церкви – это жизнь в Боге, а почитание святых – это прежде всего личная, живая связь с ними.
Но ведь Христос не умер, Он Воскрес. И Его святые не исчезли и не растворились в своих мощах, они здесь, рядом с нами. Наша любовь к Богу и к его друзьям – святым должна основываться на живом общении, а не на воспоминаниях. Если жена очень любит своего мужа, но при этом его самого игнорирует, предпочитая листать альбомы со старыми фотографиями, целовать их, открывать шифоньер и благоговейно касаться к рукавам его рубашки, то согласитесь – с ее любовью что-то не так.
То, что эту любовь могут эмоционально возгревать какие-то вещи – это несомненно, но если они закрывают от нас живую личность любимого, то это уже ненормально. Мы почитаем память святых, их мощи, чудотворные иконы, но, прежде всего, поклоняемся и молимся живому Богу и дружим с его живыми святыми. Жизнь в Церкви – это жизнь в Боге, а почитание святых – это прежде всего личная, живая связь с ними. Так важно, чтобы в эти послепасхальные дни кулично-яичный фейерверк не затмил собой живую Личность Воскресшего Господа. Чтобы наша радость была связана с Пасхой Христовой, а не с избавлением от гастрономических ограничений.
Они защищают от захватов и поругания наши храмы, они же будут и в Царствии Божьем стоять рядом с теми Женами, память которых мы светло празднуем в эти дни.
Воскресший Спаситель явился сначала не апостолам, а святым женам за их любовь и преданность, за их верность и мужество. За эти же добродетели увенчаны и другие жены-мироносицы, которые вынесли на своих хрупких плечах Православную Церковь в годы коммунистического террора.
Они не побоялись ни общественного порицания, ни угроз, ни насмешек, потому что их сердце любило Бога. Такие же святые жены несут крест своего служения и в наше время, когда дьявол снова восстает на святыни, снова с ожесточением нападает на храмы, снова клевещет на нашу Матерь-Церковь. И также, как во время Воскресения Христа, в первых рядах Его мужественных защитников, стоят православные женщины, которые пребывают в молитвенном подвиге, проходят десятки километров в крестных ходах. Они защищают от захватов и поругания наши храмы, они же будут и в Царствии Божьем стоять рядом с теми Женами, память которых мы светло празднуем в эти дни.
Протоиерей Игорь Рябко
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (343) раз