Стоит ли мирянину читать монашескую литературу?
Стоит ли мирянину читать монашескую литературу, и если да, то как? Ведь многие советы древних монахов сегодня трудноисполнимы.
Отвечает протоиерей Андрей Гавриленко:
Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо осветить несколько его граней: историю возникновения монашества, цель создания монашеской литературы и историю чтения её мирянами.
Монашество возникло как следствие упадка духовного рвения христиан. Когда Церковь вошла в эпоху Константина, храмы наполнились не вполне искренними христианами. Монашество родилось на корнях мученичества – служения Господу всем своим существом даже до смерти. Оно впитало в себя весь идеал христианской жизни, любви к Богу и ближнему. Монашество – это жизнь в 100% христианстве.
Монашество – бескровное свидетельство того, что Христос торжествует и мы живём в Его царствование.
Монашеская литература имеет такую же силу, как мученические акты. Это свидетельства служения Богу. Поэтому она остаётся актуальной, так же, как и жития великих мучеников.
Важно отметить, что монашеская литература часто создавалась именно в назидание мирянам. К примеру, в предисловии Добротолюбия даётся замечательная мысль. Она примерно звучит так: несовершенные через чтение данных историй, житий и наставлений могут возгореться ревностью к христианскому житию, и по силам подражать.
Другой пример – «Луг духовный». Блаженный Иоанн Мосх и его ученик святитель Софроний, будущий патриарх Иерусалимский, ходили по пустыням, собирая материалы о подвигах преподобных отцов с целью усилить ревность в христианах примером святых.
«Лавсаик» – книга о монахах, монахинях и их подвигах, включена в богослужении на утрени по будням Великого поста. А написана была вообще по заказу мирянина.
Когда создавалась монашеская письменность как жанр, за плечами иночества уже были столетия подвигов Отцов. Подвигов, которым дивились современники и восхищались. Уже тогда эти подвиги были для многих недостижимы. Однако это не давало повода сомневаться в полезности такого рода литературы.
Нам необходимо уяснить, что нет двух направлений христианства: монашеского и мирянского. Церковь одна и путь к совершенству лежит через исполнение Христовых заповедей. И миряне, и монахи стремятся к одному и тому же Небесному Отечеству. Поэтому путевые заметки монахов могут быть полезны и мирянам.
Вспомним, что Бог часто учил монахов брать пример из мирян. Соответственно, мирянам можно брать пример с монахов.
Монастырь – это специально созданные условия (устав) для более удобного прохождения христианского пути. Мирская жизнь, в отличие от монашеской, не имеет такой ограды, поэтому часто предписания монахов могут быть полезны мирянам для успеха в подвиге. Не зря богослужение Православной Церкви состоит из смешения монашеского и мирского уставов.
Монашеская литература пользовалась среди мирян всегдашней популярностью. Византия и Русь монашество всегда ставили в великий образец. Средневековье прошло под лицом монашества. Не утратила важности эта литература и сейчас. Уже знавшие дух нового времени, обмирщение и атеизм современников, Отцы девятнадцатого и двадцатого веков видели пользу в изучении монашеской литературы.
Вспомним двух известных святителей XIX в. – Игнатия Кавказcкого и Феофана Вышенского. В своих книгах о христианском благочестии они приводят примеры монахов.
Однако читая такую литературу, необходимо знать особенности жизни в миру и в монастыре.
Есть отличия в подвиге, связанные с монашескими обетами. Миряне, состоящие в браке, имеющие детей, живущие в мире, не брали на себя обетов безбрачия, бедности и полного послушания. Поэтому примеры и наставления, связанные с реализацией монашеских обетов: усиленного поста и бдения, подвигов умервщления плоти и отречения от мира, – не всегда могут быть полезны живущему в миру.
Тут необходимо рассуждение. Не все примеры могут быть полезны и здравы в той или иной ситуации.
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (116) раз