Выбрать страницу

Стоит ли мирянину читать монашескую литературу?

Стоит ли мирянину читать монашескую литературу?

Стоит ли мирянину читать монашескую литературу, и если да, то как? Ведь многие советы древних монахов сегодня трудноисполнимы.

Отвечает протоиерей Андрей Гавриленко:

Чтобы получить ответ на этот вопрос, надо осветить несколько его граней: историю возникновения монашества, цель создания монашеской литературы и историю чтения её мирянами.

Монашество возникло как следствие упадка духовного рвения христиан. Когда Церковь вошла в эпоху Константина, храмы наполнились не вполне искренними христианами. Монашество родилось на корнях мученичества – служения Господу всем своим существом даже до смерти. Оно впитало в себя весь идеал христианской жизни, любви к Богу и ближнему. Монашество – это жизнь в 100% христианстве.

Монашество – бескровное свидетельство того, что Христос торжествует и мы живём в Его царствование.

Монашеская литература имеет такую же силу, как мученические акты. Это свидетельства служения Богу. Поэтому она остаётся актуальной, так же, как и жития великих мучеников.

Важно отметить, что монашеская литература часто создавалась именно в назидание мирянам. К примеру, в предисловии Добротолюбия даётся замечательная мысль. Она примерно звучит так: несовершенные через чтение данных историй, житий и наставлений могут возгореться ревностью к христианскому житию, и по силам подражать.

Другой пример – «Луг духовный». Блаженный Иоанн Мосх и его ученик святитель Софроний, будущий патриарх Иерусалимский, ходили по пустыням, собирая материалы о подвигах преподобных отцов с целью усилить ревность в христианах примером святых.

«Лавсаик» – книга о монахах, монахинях и их подвигах, включена в богослужении на утрени по будням Великого поста. А написана была вообще по заказу мирянина.

Когда создавалась монашеская письменность как жанр, за плечами иночества уже были столетия подвигов Отцов. Подвигов, которым дивились современники и восхищались. Уже тогда эти подвиги были для многих недостижимы. Однако это не давало повода сомневаться в полезности такого рода литературы.

Нам необходимо уяснить, что нет двух направлений христианства: монашеского и мирянского. Церковь одна и путь к совершенству лежит через исполнение Христовых заповедей. И миряне, и монахи стремятся к одному и тому же Небесному Отечеству. Поэтому путевые заметки монахов могут быть полезны и мирянам.

Вспомним, что Бог часто учил монахов брать пример из мирян. Соответственно, мирянам можно брать пример с монахов.

Монастырь – это специально созданные условия (устав) для более удобного прохождения христианского пути. Мирская жизнь, в отличие от монашеской, не имеет такой ограды, поэтому часто предписания монахов могут быть полезны мирянам для успеха в подвиге. Не зря богослужение Православной Церкви состоит из смешения монашеского и мирского уставов.

Монашеская литература пользовалась среди мирян всегдашней популярностью. Византия и Русь монашество всегда ставили в великий образец. Средневековье прошло под лицом монашества. Не утратила важности эта литература и сейчас. Уже знавшие дух нового времени, обмирщение и атеизм современников, Отцы девятнадцатого и двадцатого веков видели пользу в изучении монашеской литературы.

Вспомним двух известных святителей XIX в. – Игнатия Кавказcкого и Феофана Вышенского. В своих книгах о христианском благочестии они приводят примеры монахов.

Однако читая такую литературу, необходимо знать особенности жизни в миру и в монастыре.

Есть отличия в подвиге, связанные с монашескими обетами. Миряне, состоящие в браке, имеющие детей, живущие в мире, не брали на себя обетов безбрачия, бедности и полного послушания. Поэтому примеры и наставления, связанные с реализацией монашеских обетов: усиленного поста и бдения, подвигов умервщления плоти и отречения от мира, – не всегда могут быть полезны живущему в миру.

Тут необходимо рассуждение. Не все примеры могут быть полезны и здравы в той или иной ситуации.

Источник: Союз православных журналистов

Просмотрено (116) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы