Почему страдание – это не всегда плохо
19 мая наша Церковь празднует день памяти Иова Многострадального. День памяти библейского страдальца – хороший повод поговорить и пользе и вреде страданий.
Разговор о страданиях, наверное, один из наиболее тяжелых среди всех тем, которые мы затрагиваем в христианстве. Написано об этом уже немало книг и статей, но в преддверии дня памяти одного из величайших страдальцев в истории – праведного Иова Многострадального, который Православная Церковь празднует 19 мая, сказать несколько слов хотелось бы и мне.
Мы сегодня живем в секулярном мире, где понятие страдания сильно сузилось и сведено к каким-либо душевным или физическим ощущениям дискомфорта. Естественно, что от таких ощущений хочется поскорее избавиться, особенно когда вообще отвык думать головой. И в результате, ценность страдания сведена к нулю. Никто не хочет страдать, даже христиане.
Безусловно, страдание не является самоцелью. Оно приобретает ценность в свете той цели, достижение которой без страдания невозможно. Однако, современное общество учит человека совершенно другому.
Со всех экранов, рекламных билбордов и всевозможных вывесок нам навязывается мысль исключительно негативного значения страдания. Точнее, о страдании вообще не упоминается – это же запретная и крайне неудобная тема – просто формируется установка на жизнь в свое удовольствие.
Ныне мало кто хочет стать, например, ожоговым хирургом, потому что это одна из тяжелейших специальностей, притом больших денег на ней точно не заработаешь.
Слава Богу, что пока еще лечебные факультеты медицинских вузов, университеты по подготовке пожарных и спасателей, социальных работников и прочих благородных профессий еще наполняются студентами, способными понять, что такое страдание и желающими помочь другим. Но есть и целый список перспективных специальностей будущего, где ничего не производится, ничего существенно важного не создается, кроме виртуальных продуктов и умения торговать, а в реальности, часто просто втюхивать людям продукты, далеко не всегда им нужные.
Да, возможно мое суждение здесь несколько упрощенное, но немалая доля правды в нем все-таки есть. Так говорить мне позволяет хотя бы тот факт, что даже среди врачебных специальностей наиболее популярными ныне являются стоматология и геникология. Т.е. те, которые приносят быструю и хорошую прибыль. Ныне мало кто хочет стать, например, ожоговым хирургом, потому что это одна из тяжелейших специальностей, притом больших денег на ней точно не заработаешь. Говорю это как человек, выросший в семье потомственных медиков. Вот и получается, что страдание, даже в смысле элементарного дискомфорта, современный человек пытается избежать всякими доступными способами.
Человек, как личность, во многом формируется благодаря страданию. Даже ребенка нормально воспитать без определенной доли наказаний, а тем более без ограничений не получится. Каждое наказание и каждое ограничение причиняет ребенку страдание, на его детском уровне иногда и вовсе немалое, но благодаря этому возрастает еще один уникальный человек.
Конечно, беды Иова нельзя рассматривать, как нечто положительное, но таковыми их для себя сделал он сам. При правильном восприятии, страдание делает нас сильнее, как бы банально это не звучало и каждый человек сам решает выбрать ему силу или бессилие.
Пример праведного Иова здесь вообще стоит особняком. Никто не хотел бы понести и малой доли того, что перенес. Мы, наверное, были бы сумасшедшими, если бы сознательно стремились к бедам. Но с другой стороны – именно благодаря страданиям Иов стал тем, кем он стал. Если бы не смерть детей, потеря всего имущества, собственная проказа, проклятия жены, и если бы не его невероятная вера и верность Богу, то был бы другой Иов, о котором, возможно, никто никогда бы и не узнал. Конечно, все его беды нельзя рассматривать, как нечто положительное, но таковыми их для себя сделал он сам. Если бы мы могли его спросить хотел ли он всех происшедших с ним бед, то уверен, что ответ был бы однозначно негативным. Но если бы поинтересовались, принесли страдания ему пользу, то услышали бы противоположное мнение.
Кто-то, возможно, скажет, что это Бог такой злой, ведь именно Он допустил страдание Иова, которого тот не желал. Ну, во-первых, пройдя с верой через все испытания, Иов стал праведником, примером и вдохновителем для всех остальных поколений, обращающихся к его истории – только представьте, скольким людям он смог помочь за прошедшие практически четыре тысячи лет! Во-вторых, ну попробуйте, тогда, при ниспосланных страданиях обидеться, отвергнуть или даже возненавидеть Бога. Какая эта будет альтернатива!? Это гибель, как для души, так и для тела, крах, безвыходность, пустота, отчаяние. Человек в таком случае оказывается один на один с бездушной вселенной, противостоять которой он не способен, от слова, никак.
При правильном восприятии, страдание делает нас сильнее, как бы банально это не звучало и каждый человек сам решает выбрать ему силу или бессилие. Это уникальная особенность, потому что только человек осознает себя страдающим, понимает, что страдаю «я», а не кто-то другой, что возникшее страдание – это именно мое страдание. Такое отношение, такое восприятие и открывает перспективу для творчества в страдании, перспективу стать личностью, стать тем, кем бы я никогда не стал без страданий.
Встретившись со страданием, главное, не раскиснуть, не озлобиться, но с верой и терпением все перенести. И Царства Небесного без этого не наследуешь, да и просто человеком не станешь.
Вспомним еще, что сила страдания сильно понижается перед таким понятиями как святость, честь, доблесть, благородство и конечно любовь. А ведь ради них люди сознательно готовы перенести довольно тяжкие страдания. Любящий человек не чувствует своей боли, видя страдания других. Однако, часто для среднестатистического обывателя, с этим тотальным релятивизмом нравственности, перечисленные добродетели – пустой звук. Это, мол, не мы хуже стали, просто время поменялись, а вместе с ними и мораль.
Общество потребления выбрасывает в мир «штампованные индивидуальности», когда гонору, «умных» разговоров, и сотрясания воздуха много, а толку мало – пустота внутри. Но, пока еще не все потеряно. Встречаются еще благородные люди, для которых их благородные цели важнее препятствий лежащих на пути их достижения. Есть еще и мы – христиане, потому для нас как нельзя актуальными будут слова святителя Иоанна Златоуста: «О, какая честь быть воином Христовым! Вспомни, насколько важным считается у воинов находиться под начальством земных царей. Если же царскому воину свойственно переносить страдания, то не переносить страданий недостойно воина. Итак, не должно скорбеть, если терпишь страдания, – это ведь свойственно воину, – но следует скорбеть, если не терпишь их».
Специально искать страданий не нужно, нужно просто по совести делать свое дело и оно само нас настигнет, в той мере и интенсивности, которые мы способны будем понести в конкретный период нашей жизни. Главное, не раскиснуть, не озлобиться, но с верой и терпением все перенести. И Царства Небесного без этого не наследуешь, да и просто человеком не станешь.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Союз православных журналистов
Просмотрено (67) раз